Как живется зубрам в России?

Последние дикие зубры сохранялись только в Беловежских лесах и на западе Кавказа, а войны и социальные смуты начала ХХ века смели с планеты последних вольных зверей

В начале текущего года были проведены очередные учеты зубров в их Орловско-Курско-Брянском ареале. На период проведения учетов совокупное число зубров в этом лесном массиве превысило 200 особей. Это очень хорошие показатели, так как сейчас зубров в мире чуть более 4 тысяч, и почти половина из них и теперь содержится в неволе.

Понятно, что пока зубров все-таки очень мало. Для того чтобы спасти его от угрозы вымирания, потребуется много усилий. Теперь наша популяция стала третьей по численности в мире – после Беловежской пущи и Карпатских Бещад, что на юге Польши. Следует отметить, что только в России для жизни зубра имеется достаточно пригодных земель. И следует считаться с тем обстоятельством, что для гарантированного сохранения зубра и предотвращения его вырождения необходимо, чтобы численность популяции составляла около 1,5–2 тысяч особей. Конечно, чтобы обеспечить сохранность и жизнеспособность этих животных через десятки и сотни лет и на случай всяких так называемых «форс-мажорных» обстоятельств, должно быть не менее двух (и достаточно разнесенных в пространстве) популяций зубра с подобной численностью. Второе такое место для разведения зубра определено в Вологодской области.

Зубры прижились в лесах, расположенных по границам Орловской, Курской и Брянской областей. Здесь находится целая сеть охраняемых территорий. Это и национальные парки «Орловское полесье» и «Угра», и заказник областного значения «Карачевский», и заповедник «Калужские засеки», леса которых ранее входили в Заокскую засечную черту, служившую оборонительным рубежом России с XVI века. Пограничные засечные леса создавались и поддерживались как система для защиты от набегов. Такая система засек развивалась и поддерживалась государством вплоть до середины XVIII века. Она позволила вновь заселить земли в районах юга России и Слободщины, а также левобережной Украины. Охранный режим Засечной черты был очень строгим. Запрещалось не только рубить эти леса, но и посещать их, «чтобы не делать стежек, указывающих путь врагу». Постепенно военное значение засек уменьшалось, а затем стало ненужным. Но в результате долговременной охраны эти леса пережили так называемую «эпоху больших рубок» и смогли сохраниться почти в первозданном виде. А теперь эти уникальные и наименее нарушенные участки широколиственных лесов на Русской равнине могут свободно вместить тысячные стада зубров.

 

А начиналось это так. В 1948 году взамен двух вагонов с экзотическими животными: белыми медведями, верблюдами и лосями – Польшей было получено 4 зубра для питомника, который организовали в Серпуховском районе Московской области. Питомник начал успешно работать, и полученный молодняк стали направлять для пополнения коллекций зоопарков. Аналогичный питомник был создан при Окском заповеднике, что в Рязанской области. По принятым в то время правилам большинство животных направлялось на периферию Советского Союза и в социалистические страны. В результате за 90-е годы большинство выращенных зубров оказались за границей и были там уничтожены, а в центральной России этих великолепных зверей оставалось критически мало.

Следует также указать, что после всех событий, вызванных развалом страны, соответствующие федеральные службы устранились от проведения и финансирования работ по выселению зубров в природу. Но поддержка питомников по разведению этого вида, занесенного в Красные книги России и мира, все же сохранилась. Внимание к проблеме расселения зубра в центральной России было проявлено руководством Орловской области и Приокско-Террасного заповедника, а научную помощь оказывал Институт им. Северцева РАН.

В 1996 году первые зубры вышли на свободу в леса Орловского полесья. В последующие годы к выполнению этого проекта подключилась и общественная природоохранная организация WWF. С ее помощью были привезены зубры из различных зоопарков Западной Европы, что позволило впервые в одной популяции сосредоточить почти весь мировой генофонд этого вида.

Для понимания важности завоза зубров из Западной Европы необходимо напомнить трагическую и поучительную историю истребления этих животных. Ареал зубра, простиравшийся ранее от западного побережья Европы и Кавказа до Алтая и Ангары, сокращался как «шагреневая кожа», особенно в XVII-XVIII веках. Этот вид в силу своей редкости, уникальности и внешней эффектности стал «царской дичью» и получил охрану и внимание царской власти. Именно императоры России, понимая ценность этого животного, даровали в отечественные и зарубежные музеи и университеты черепа и шкуры зубров, а также живых зверей, потомки которых стали основой в восстановлении этих животных.

Последние дикие зубры сохранялись только в Беловежских лесах и на западе Кавказа, а войны и социальные смуты начала ХХ века смели с планеты последних вольных зверей. В Беловежской пуще последний зубр был застрелен 9 февраля 1921 года бывшим служащим охраны Варфоломеем Шпаковичем. Предполагается, что это был акт протеста против новой власти, но тем не менее последнее животное погибло. На Кавказе последние 3 зубра были убиты пастухами-имеретинами в 1927 году. Поэтому воссоздавать зубра пришлось только от тех немногих животных, которые сохранились в зоопарках и частных зверинцах Европы. А как уже стало ясно читателю, политические коллизии, происходившие в мире, затрагивали также и судьбу зубра. Так вот, железный занавес, разделивший более полувека назад Европу, разделил и немногих выживших к тому времени зубров, и разные генетические линии стали разводиться практически изолированно, что, конечно, очень мешало сохранению генофонда зубра. Совместив такие ранее изолированные линии разведения зубра в одной вольной популяции можно значительно повысить его жизненные силы!

Поступательное развитие популяции позволяет надеяться на ее перспективы в будущем. Ведется мониторинг зубров. При финансовой помощи Калужской области, силами сотрудников заповедника «Калужские засеки», института им. Северцева РАН и Московского зоопарка на зубрах были установлены радиоошейники, и теперь через спутник за ними идет слежение, что очень важно для изучения особенностей перемещения этих животных и организации их действенной охраны. Однако сохраняется много нерешенных проблем. Так, среди родившихся диких зубров много молодых быков, которые, повинуясь биологическим законам, разбредаются и выходят далеко за пределы охраняемых территорий, где шанс их встречи с браконьерами возрастает в несколько раз. И с каждым годом число таких животных будет расти. Выросшие численно маточные группировки также все чаще будут появляться на неохраняемых землях. Тут понадобятся усилия по просвещению жителей и природопользователей, организация эффективной охраны животных. Для этого потребуются скоординированные действия федеральных структур и региональных властей. На сопредельных территориях Тульской и Калужской областей желательно организовать охраняемые территории, на Брянской части ареала упорядочить природопользования. Во многих случаях природоохранные службы нуждаются в дополнительной вездеходной технике. И конечно, нужны дополнительные ставки для егерей, средства на ГСМ, корма, спецодежду.