Записки фотоохотника. Пополнение у водоплавающих птиц

Наступило лето. Снова иду с фотокамерой на Верхнеяузские болота или плавни в Мытищах. Обстановка по сравнению с весной поменялась: не слышно уже оглушающих криков чаек, утки не бьются за партнера и место для будущего дома, кто-то еще до сих пор сидит на гнездах и высиживает яйца

Фотографии к этому материалу смотрите по ссылке в нашей Фотогалерее. 

Птицы озабочены тем, как за короткое летнее время вырастить потомство. Все заняты насущными делами: кто птенцов выкармливает, кто свой жизненный опыт передает, а есть и те, кто расстался со своим выводком, посчитав их вполне себе самостоятельными. Население этого болотного комплекса очень разнообразное и не похожее друг на друга. Всех объединяет только вода. Болото покрылось ряской и обросло по берегам рогозом и камышом, надежно скрывая своих обитателей.

Близко к берегу приближаются самые смелые – это опытные попрошайки: чайки и кряквы; иногда несмело подплывают большие стаи молодых крякв, разделившись по гендерному признаку: селезни отдельно, самки своей компанией. Утки с утятами держатся настороженно и поближе к растительности, чтобы вовремя спрятаться в случае опасности.

Одни из самых многочисленных и звучных обитателей этих мест после чаек – лысухи. Эти странные птицы семейства пастушковые мало похожие на уток, еще весной агрессивно набрасывались на соседей, заявляя свое территориальное право на место будущего гнезда. При этом лысуха грозно раздувалась и бежала по воде, отпугивая случайно или намеренно нарушивших невидимые границы.

Сейчас они также рьяно оберегают свое потомство и дом, чаще всего, расположенный в зарослях травы и на болотных кочках. Лысухи одни из первых начинают строить гнезда. С момента откладки яиц до вылупления проходит три-четыре недели. Птенцы рождаются беспомощными и лысыми. И хоть через сутки они могут плавать, нырять и даже вскарабкиваться на гнездо, пару недель птенцы не в состоянии добывать самостоятельно корм и нуждаются в обогреве из-за неустойчивой терморегуляции. Птенцы живут в родительском гнезде до тех пор, пока не встанут на крыло. А это случится только через два с половиной месяца. В отличие от многих уток, где воспитанием птенцов занимается только самка, оба родителя кормят и обучают своих отпрысков всем жизненным навыкам. Маленькие лысухи плавают за одним из родителей и издают громкие высокие звуки. По внешнему виду и голосу родители распознают своих и отгоняют чужих птенцов.

Рядом с лысухами одиноко плавает в ряске пушистый птенец черношейной поганки. Его красноглазая нарядная мама безостановочно ныряет и добывает корм. Неподалеку от них еще один родитель с двумя птенцами ныряют поочередно. Птенцы уже размером с взрослую птицу, но пока пуховые и еще не приобрели родительского лоска. Кстати, в насиживании и кормлении потомства принимают участие оба родителя. Только перед тем, как научиться летать, птенцы начинают добывать корм самостоятельно. А это будет только на пятидесятый день. Птицы очень пугливы. Держатся в зарослях далеко от берега и людей в большой компании чаек. Эта птица внесена в красную Книгу Москвы, как вид, находящийся под угрозой исчезновения, чья численность сократилась до критической.

Кстати, в Красную книгу Москвы внесены почти все обитатели Верхнеяузских болот: чомга, широконоска, красноголовый нырок, хохлатая чернеть, чирки-свистунки и трескунки, гоголь. Все они в разной степени распространенности, но вот гоголь имеет 5 категорию, как вид, восстановившийся до безопасного уровня.

С роскошной парочкой гоголей я встречалась весной. Сейчас мама с черными утятами в белый горошек гордо плавает на мелководье, грозно отгоняя от детей всех без исключения, даже чужих малышей. Иногда этих уток еще называют дуплянками, потому что они не вьют гнезд, а предпочитают селиться и выводить птенцов в дуплах деревьев, пнях, опустевших норах или специальных домиках, сделанных человеком – гоголятниках. Самка сама обустраивает гнездо, откладывает яйца и высиживает их на протяжении месяца. Рождаются птенцы, уже покрытые черно-белым пухом. На вторые уже сутки они на воде вместе с мамой.

Спустя две недели утята могут добывать себе пищу, а через 2 месяца покидают родителей, улетая на дальние расстояния к более глубоким водоемам. Растут маленькие гоголята достаточно медленно, их пух заменится на перья только через месяц. Отец же в это время объединяется с другими самцами в местах массовой линьки для подготовки оперения к полету на зимовку.

Еще довольно редко встречающаяся утка и мой фаворит – это широконоска. Весной их было несколько пар. Сейчас встретился поблекший селезень, притаившийся в зарослях и мирно дремлющий, а также пара самочек с уже подросшими утятами. Как и многие утки, широконоска насиживает яйца в одиночку. Самец уходит на линьку, сбиваясь в однополые стаи вместе с сородичами. Если бы не этот прекрасный и несколько утрированный клюв, ее было бы очень сложно отличить от крякв.

Утята у нее совсем обычные, не очень яркие. Свои уникальные клювы, которые выделяют их из общей массы, птенцы обретают уже к самой осени. Утята покидают гнездо после вылупления и в течение 40 дней повсюду следуют за самкой и вступают в самостоятельную жизнь, как только начинают летать.

Более многочисленные молодые мамы – это хохлатые чернети и красноголовые нырки. Они относятся к одному виду нырков и внешне довольно схожи. Самки этих птиц также самостоятельно строят гнезда и выводят птенцов без участия второй половины. Нужно сказать, что почти у всех уток селезни не принимают участие в насиживании и воспитании утят, а подвергаются линьке и объединяются в однополые стаи. Не всех уток можно назвать внимательными и заботливыми мамами: часто встречаются одинокие и пищащие птенцы, которых потеряла родительница, а другие птицы их постоянно гоняют.

В целом, картина июня вызывает только положительные эмоции из-за обилия пушистых малышей, мелькающих в яркой зелени болота.

Фотографии к этому материалу смотрите по ссылке в нашей Фотогалерее.