Как говорят любители птиц – натуралисты, с каждым годом поганок все чаще можно встретить на подмосковных водоемах. Тем не менее, они достаточно пугливы и близко к себе людей не подпускают, а с появлением птенцов вообще держатся подальше от берега.
Этим летом мне удалось наблюдать за семейной парой больших поганок. Увидела сидящую на гнезде птицу в начале июля и, судя по всему, птенцы должны были появиться только к августу, а там еще два с половиной месяца. Припозднились…
С этого момента я стала регулярно наведываться на болото, чтобы понаблюдать за процессом. Птицы оказались хорошими родителями: гнездо без присмотра не оставляли, меняли один другого, иногда подкладывали туда водоросли, постоянно улучшая свой дом, который так и норовил развалиться от порывов ветра или уплыть во время дождя. Но гнездо, хоть и казалось очень ненадежной конструкцией в виде нагромождения палок и сухого камыша, смещавшейся после каждой непогоды вокруг коряги, тем не менее устояло.
Мне даже удалось рассмотреть четыре яйца в гнезде, когда одна из птиц решила размяться. В самом начале августа у пары появились малыши, которые взбирались на спину мамы, чтобы погреться, а отец безостановочно плавал и нырял, пытаясь прокормить беспокойное потомство. Буквально на второй день все семейство покинуло гнездо, уплыв ближе к середине озера в заросли камыша. Сначала птенцы плавали на спине у одного из родителей, но буквально через пару недель можно было наблюдать троих малышей вместе, а родители подплывали к ним, принося в клюве пищу.
Небольшое время спустя пара разделилась. Одна птица плавала с двумя малышами, вторая с одним. Тем не менее, их часто можно было встретить всей компанией. К концу августа птенцы повзрослели, ростом стали со взрослую птицу, но окрас был еще малышовый – пушистое серое тело и полосатые голова и шея.
Теперь присутствие птиц можно было распознать по громкому писку, издаваемому голодными подростками. Нужно заметить, что к этому времени на водоеме уже довольно тихо. Остались одни лысухи, уже подросшие, но все еще сбивающиеся в небольшие семейные группы, изредка можно встретить уток, уткнувшихся в ряску. И только неутомимые чомги бесшумно ныряют в поисках пропитания.
Голодные птенцы следуют за одним из родителей громко крича в ожидании рыбы или спокойно дремлют на середине озера. Только через месяц они научатся самостоятельно добывать еду. Все это происходит на достаточном расстоянии от берега.
Хочется надеяться, что осень в этом году будет затяжная и теплая, а семейство чомг сохранится в полном составе и вернется на следующий год на этот же водоем.