Год назад, в июле 2023, впервые зашла речь о возведении со стороны Финляндии длинного забора на границе с Россией. Речь шла о предотвращении незаконной миграции россиян в Европу, а также граждан ряда стран СНГ, которые пользовались лазейкой, чтобы перебраться в Финляндию, а уже оттуда - по другим странам Евросоюза.
Для постройки сооружения достаточной высоты и длины требуется большая рубка леса, так как граница между двумя странами проходит через густые массивы, где практически нет населения, а природа девственна из-за особой охраняемости этих территорий с обеих сторон.
Российские эксперты в области зоологии уже дали некоторые представления относительно миграции животных. По их словам, постройка заборов грозит катастрофой для миграций всех видов животных, которые находятся на территории Карелии, Мурманской, Ленинградской, Псковской областей и самой Финляндии.
Причем, аналог такого забора уже, пусть и частично, существует между Польшей и Беларусью, что мешает миграциям зубров, которые и так малочисленны, не говоря уже о более мелких зверях. Государственный пограничный комитет Республики Беларусь отмечает, что на границе с прибалтийскими странами и Польшей часто находят мертвых лосей, косуль и оленей. Только по официальным находкам число животных перевалило за четыре десятка. Сперва эта цифра может показаться ничтожной, однако речь идет только о найденных животных. Граница между странами большая - есть места, где нога человека ступает крайне редко, да и не всякий дрон может зафиксировать подобную находку.
Российские специалисты подчеркивают, что рубить лес финнам придется на расстоянии 120 километров, а помимо этого соседи рассчитывают создать безлесную полосу на границе шириной еще 25 км. В юго-восточных районах российско-финляндской границы уже срублен участок леса на территории протяженностью 45 км. И это чрезвычайно тревожит экологов и зоологов, так как все эти возведения в лесных зонах не смогут не отразиться на экосистеме региона, который по сути своей един.
В августе 2023 года дошло до того, что власти Финляндии попросили своих охотников не промышлять в лесах около границы с Россией, если это касается охоты с собакой. Аргументировано это было тем, что собака случайно может пересечь границу, а выяснять потом ее судьбу придется уже с пограничниками РФ, что не всегда приятное занятие. И неизвестно, чем оно может закончиться.
В августе того же года подобный инцидент был зафиксирован с Норвегией, когда небольшое стадо перешло границу и оказалось на территории России. Подкрепившись, оно вернулось обратно в скандинавскую державу. Власти России заявили, что такое пересечение границ и нанесение ущерба незаконно и потребовали компенсации от северян. Те не придумали ничего другого, кроме как забить стадо, чтобы олени больше не бегали в Россию. Забивать пришлось по той причине, что олени хорошо запоминают дорогу на выбранное им место для пропитания, и могли снова прибежать в Россию.
Конечно, выглядит вся эта возня с тем - кто помял мой газон - очень убого с обеих сторон участников конфликта, так как миграции животных не имеют представления о каких-то нелепых границах и им неведомы политические разногласия. Олени в школу не ходят. Равно как и другие звери и птицы. Можно ведь так дойти и до перелетных птиц, а там уже и до насекомых рукой подать, будем считать чьи лягушки съели чьих комаров.
«Вы уж не серчайте, дорогой Карпухин. Серебристый журавль — птица тёмная, она газет не читает и поэтому представления не имеет, наша она или капиталистическая» (х/ф «Гараж»).
На днях по данной проблеме высказался руководитель общественного экологического проекта «Чистая Арктика» и организации «Зеленый патруль» Андрей Нагибин. Он отметил, что рубить 120 километров леса в длину и в 25 в ширину, да еще потом городить забор - просто вопиющее нарушение экологии со стороны Евросоюза, где экологические организации давно должны были бы бить в набат и обрушиваться на подобную затею со стороны Финляндии с силой молота о наковальню. Не говоря уже о том, что с таким сооружением будут нарушены все пищевые цепочки миграционных путей для любого вида животных.
Он добавил, что леса вдоль границ, как правило, отличаются более высоким уровнем биоразнообразия - просто потому, что реже посещаются людьми, там не ведется или почти не ведется заготовка древесины и они являются своего рода заповедниками, передает ТАСС.