Фотоохота под Москвой: в объективе - рябинники

Дрозды-рябинники стали настолько привычны для горожанина, что порой, как и на воробьев, на них уже не обращаешь внимания. Вот только размером и количеством они значительно превосходят первых

Чаще всего рябинники встречаются в городских парках, садах, скверах, перелесках. Они летают большими шумными стаями, особенно зимой, поедая остатки рябины, шиповника, боярышника, облепихи и другие плоды и ягоды. За это, думаю, они и получили свое название.

Фото авторское 

Вообще это перелетные птицы, но при достаточном наличии корма вполне могут перезимовать и в городе. Дрозд-рябинник — крупная птица, размером от 24 до 29 см. От своих видовых сородичей он отличается коллективным образом жизни. Он даже гнездится не изолированно, а в небольших компаниях, так называемых колониях, и размещает свои гнезда неподалеку от сородичей, поближе к влажным лугам и полянам. Питаются дрозды-рябинники не только спелыми ягодами, но и, как большинство воробьиных, насекомыми и беспозвоночными, уничтожают и регулируют их численность, принося немалую пользу.

При приближении весны рябинники одни из первых начинают летать большими стаями, подыскивая места для гнездования. По моему мнению, петь дрозды-рябинники не умеют. Разве что в брачный период, и только для партнера. В основном они громко кричат, галдят, визжат, скрипят, щебечут, но точно не поют. Это ощущение создается еще и от постоянного гомона нескольких десятков птиц.

Фото авторское 

В начале апреля пары уже определяются и начинают обустраивать гнезда. Удивительно, но строительством гнезда занимается только самка. Самец выполняет роль охранника и наблюдателя. Естественные враги этой птицы — это белки, вороны, сойки, дятлы, сороки, ночные хищники — любители разорять гнезда. Поэтому роль охранника важна.

Часто в непосредственной близости от гнезд дроздов-рябинников расселяются небольшие птицы: мухоловки, зарянки, трясогузки, поползни, зеленушки. Самец защищает и их. Самка рябинника несколько дней строит гнездо из травы, мха, сухих веток, скрепляя все это глиной или землей. Гнездо имеет чашеобразную форму и чаще всего располагается в развилке дерева на достаточно большом расстоянии от земли. Именно такое семейство в расщелине высокой липы мне удалось наблюдать.

Оно располагалось в парке у Первого московского екатерининского Мытищинского водопровода, который находится в окружении вековых лип и лиственниц, где довольно малолюдно. И все это в непосредственной близости от Верхнеяузских болот — такой свот воеобразный «птичий заповедник».

Фото авторское 

В начале июня у пары вылупились птенцы. В среднем насиживание яиц длится 12 дней. После появления на свет в первые дни птенцы были голые и слепые, и из гнезда виднелись четыре огромных оранжевых раскрытых клюва и раздавался громкий писк. Родители поочередно через небольшой промежуток времени подлетали к гнезду, чтобы покормить своих чад. Спустя несколько дней обстановка изменилась: птенцы уже покрылись перышками, открыли глаза и с интересом наблюдали за подлетающими родителями.

Еще через пару дней в гнезде сидели вполне сформировавшиеся птицы, которые так и норовили вылезти из него и беспокойно верещали. Теперь родители не только пытались накормить своих птенцов, но и втиснуть их обратно в гнездо, что отнимало больше времени, чем первые дни. Корм рябинники собирали поблизости на лужайке, внимательно рассматривая человека, наблюдающего за ними. Подлетали не сразу, отвлекая внимание и запутывая следы. Когда привыкли к человеку, перестали обращать на него внимание: голодные дети важнее. Однако оставалось ощущение, что они одним глазом все-таки наблюдают за человеком и в случае опасности готовы дать отпор и защитить свое потомство. Птенцы же, оставаясь одни, так и норовили выскочить из гнезда, становясь на самый край, все больше вытягиваясь и озираясь по сторонам.

В гнезде птенцы оставались около двух недель, а потом оно опустело… Было даже немного жаль, что все это произошло так быстро. Это был очень интересный опыт и большая удача — увидеть появление новых птиц, наблюдать за их взрослением.