Весенний селезень,

Или об этике весенней охоты

На календаре середина апреля. В природе отчетливо видны  признаки поздней весны: и высокое яркое солнце, и исчезающий на глазах снег, и прибывающие к нам перелетные птицы.

В ожидании весенней охоты охотники в нетерпении оживились: телефонные звонки друг другу, в охотничьих магазинах «полку прибыло», а в охотничьей периодике увеличилась весенняя тематика. И я, получив свежий номер «РОГ», увидел передовицу С.Ю. Фокина в защиту и «сохранение весенней охоты». Поскольку уважаемый мною автор попросил читателей высказать свое мнение, то я решил на эту просьбу откликнуться.

Практически со всеми положениями и выводами этой статьи я полностью согласен, кроме одного утверждения, что «охоту с подсадной надо разрешить только охотникам, имеющим подсадных». Из этого следует, что и на прокат во временное пользование утку не возьмешь, т.к. необходима регистрация и демонстрация ее во время выписывания путевки-разрешения.

На мой взгляд, разумнее разрешить весной охоту на селезней с подсадной уткой, а также с одним чучелом и манком. С точки зрения условий охоты разницы нет никакой: разлив у края водоема или в низине на лугу или в поле, укромный малозаметный скрадок (укрытие) и подаваемая периодически или при виде селезня имитация голоса утки манком. Я чаще пользовался разливами на полях как в Центральной России, так и на Дальнем Востоке.

С точки зрения «зеленых», заботящихся о защите животных, охота с чучелом предпочтительнее, т.к. с ним будет добыто меньше селезней. Ведь селезень охотней подлетит к бодрому голосу подсадной, дающей осадку, чем к неподвижно сидящей «резинке» с сомнительным голосом, издаваемым манком. Но удовлетворения от добытого селезня здесь не меньше, а может и больше, поскольку ты его смог подманить простым деревянным манком, да еще сделанным собственными руками. Как было сказано выше, трофеев будет меньше, но от этого они не станут менее весомы (лично мне всегда бывает стыдно за охотников, снятых на фото с грудой битых селезней и любимой подсадной). Кстати, охоту с чучелом утки, изготовленным из дерева, признавали и классики нашей охотничьей литературы, в частности Л.П. Сабанеев.

За свои более чем шестьдесят лет охоты я провел много утренних и вечерних (реже) зорь с чучелом и манком. По три селезня за зорю добывал только в давние времена, а сейчас беру одного, максимум двух, но и этого для меня достаточно – значит, «зорька» состоялась и запомнилась.

Весной недопустимо хождение с ружьем по угодьям и стрельба влет. Да, стрельба по стаям – это большое зло, которое должно наказываться. А вот стрельба отдельного селезня влет, заходящего на посадку к подсадной или чучелу, на мой взгляд, более гуманна, чем стрельба в сидящего на воде самца, т.к. оставляет ему шанс остаться в живых. В моей практике все селезни, севшие у подсадной или у чучела, оказывались моими трофеями, а вот стрелянные влет не все: небольшой их процент оказывался лишь напуганным, т.к. стрельбе что-то помешало: край шалаша, покачнувшийся стульчик и т.д.

Лет пять тому назад в статье об этике весенней охоты я писал об охоте на весеннего селезня с чучелом и упоминал, что чучело должно быть одно. Десяток чучел провоцирует спокойную посадку к ним утиных стай, а среди сидящей стаи проблематично выбирать отдельного селезня, не зацепив соседок-уток.

В заключение хочется пожелать настоящим охотникам хорошей весны, побывать в заветных угодьях, посмотреть, послушать весеннего красавца селезня и при благоприятных условиях добыть его. Да! И не забудьте бинокль и фотоаппарат: сидя в скрадке, вы можете увидеть много интересного. Автор этих строк был свидетелем, когда на голос манка выскочила к гусиным профилям лиса и, подбежав к ближайшему из них, резко остановилась, пораженная и обескураженная…