Время для охоты установлено Творцом
Весенняя охота в Центральной России бывает до и после Пасхи. Если Пасха поздняя, то охотничий сезон приходится на время перед Праздником. Если ранняя, то ожидаемое всеми охотниками действо совершается после Светлого Христова Воскресенья.
Тот охотничий сезон в Ярославской области пришелся на предпасхальную неделю — Страстную седмицу. Но сам случай произошел чуть раньше, в праздник Входа Господня в Иерусалим, иначе — в Вербное Воскресение. Конечно, надо было воздержаться от охоты, но вместо церкви я отправился на глухариный ток. Сейчас я обязательно добавил бы: к сожалению. Но тогда...
Осуществив достаточно длинный подход, я оказался под глухарем, который сидел не далее метров восемнадцати — двадцати, а может, и ближе, открыто, на толстой ветке. Я спокойно выцелил и выстрелил из нижнего ствола моей «злой» ижевской вертикалки патроном «Тайга» с первым номером дроби и сразу же добавил из верхнего испанским магнумом «Рио» с пятидесятиграммовым зарядом однёрки.
Глухарь, натыкаясь на ветки и сучья, начал валиться на землю вдоль ствола дерева. Но на полпути к земле вдруг как-то непонятно замедлил свое падение. Объяснить это явление я не могу, но скорость падения безжизненной птицы замедлилась. Я это сначала почувствовал, потом увидел. Глухарь каким-то непостижимым образом остановился в воздухе, поправился, расправил крылья, и... полетел с набором высоты как ни в чем не бывало!
Как это объяснить? Все зависит от мировоззрения. Один сказал: «Ветку под глухарем выстрелом перебил». Сомневаюсь. Другой — материалист, по образованию физик объяснил: «Патрон плохой. Прокис. Состарился». Не согласен. Через год я опять пользовался этими патронами и тем же ружьем в Ярославской области на глухариной охоте. После Пасхи. Успешно. А через два года — на охоте в Бурятии, и после стрельбы ими ни глухари не летали, ни косули не бегали...
Все-таки не стоит охотиться в посты, церковные праздники и по воскресеньям. Таково мое мнение. И местных охотников тоже.
Надейтесь на Бога!
Не охотиться в посты не мы придумали. Это святоотеческая традиции, о которой мы узнаем из Библии, из Житий святых.
«В 1439 году святой Макарий Унжинский, Желтоводский с освобожденными из татарского плена «отправился в Галичскую страну более чем за 200 верст. Дорогой у них истощился запас хлеба, и все страдали от голода. Вдруг путники увидели завязшего в болоте лося и просили Макария позволить им его убить. Но так как в это время был Петров пост, святой запретил его нарушать, говоря: „Надейтесь на Бога; лось будет в ваших руках, когда пройдет пост“. Животное отпустили, надрезав ему ухо, а св. Макарий стал молиться, чтобы Господь укрепил голодных... Наступил день святых апостолов Петра и Павла, и отпущенный лось сам собою явился перед путниками. Они без труда поймали его и употребили в пищу». Так записано в Житиях святых за 25 июля ст. стиля.
Перепелиные высыпки
История о том, как милостью Божией шедшие из татарского плена наши соотечественники получили мясо для пропитания, очень похожа на Ветхозаветную — о насыщении мясом сынов Израилевых во время следования их с Моисеем из Египта. Тогда в стане народа Божия поднялся ропот. Все упрекали Моисея, что он увел их от «котлов с мясом», где они «ели хлеб досыта» (Исх., 16:3): «И сказал Господь Моисею, говоря: Я услышал ропот сынов Израилевых; скажи им: вечером будете есть мясо, а поутру насытитесь хлебом — и узнаете, что Я Господь, Бог ваш». И действительно, вечером «налетели перепелы и покрыли стан, а поутру лежала роса около стана» (Исх.,
Перепел не птица?
Перепел — ближайший родственник глухаря, с которого начался мой рассказ, тетерева-косача, рябчика, куропатки, фазана. Все это куриные. Видимое отличие перепела от его родственников из отряда Galliformes — размер. Перепел — маленькая такая курочка с коротенькими крылышками, которая весит около ста граммов. Но кроме размера, есть еще одно существеннейшее отличие перепела от сородичей.
Все куриные — плохие летуны. Все куриные — птицы оседлые (вспомним поговорку: «Курица не птица»). Кроме крошки-перепела. Это единственная из всех куриных перелетная птица.
Осенью перепела в больших количествах собираются на северном побережье Черного и Средиземного морей. Через некоторое время они исчезают, чтобы появиться в Турции, на Синае, в Африке... Это естественнонаучный и зримый факт. Как столь плохой летун — кусочек жира на коротеньких крылышках, который и от собаки-то отлетает не далее первых десятков метров, а иной раз бывает собакой «словлен» со стойки, — как он перелетает через море? Неизвестно. Никто не видел перепелиных стай, летящих подобно журавлиным, гусиным, утиным... Говорят, что летят они с попутным ветром, мол, ветра они и дожидаются, собираясь в несметных количествах в Крыму, на Кавказе, на юге Европы, а потом вдруг появляясь за морем. И об этом нам тоже говорит Библия: «И поднялся ветер от Господа, и принес от моря перепелов...» (Чис., 11:31). Так что «охота» народа Божия на перепелов была весьма продуктивной и совсем нетрудной — люди попросту их собирали несколько дней. Чудо? Конечно, чудо. И конечно, утешение. Народ просил Господа, и Он послал ему перепелов — «хлеб небесный». И еще это знамение непостижимых рациональным человеческим умом воли и деяний Творца.
С тех пор это чудо — массовый перелет через Черное и Средиземное моря почти не умеющих летать перепелов — повторяется каждый год.