Охота в стране белых аистов

Думаю, что многие со мной могут согласиться в том, что состояние души любого человека, называющего себя охотником, находится в двух крайних состояниях: «на охоте» или «в подготовке к охоте». С этой точки зрения подготовка к этой охоте в Белоруссии если и не занимала высшую ступень в рейнинге моих самых ожидаемых охот, то уж точно была в «топ файф», так как открывала для меня новую, еще не прочитанную книгу охот на копытных с нарезным оружием.

Не буду останавливаться на том, сколько было потрачено времени и денег на карабин, оптику, кронштейн, патроны, пристрелку, тир, дальномер, бинокль, треноги и прочтений всей сопутствующей выбору данных вещей информации на различных интернет-форумах, скажу только, то что этот процесс подготовки настолько меня увлек, что я стал опасаться, а что же все таки первично, охота или подготовка ней. Переполнявшие ожидания надо было срочно реализовывать и я с нетерпением ждал 2-го июня, даты, с которой и начнется отсчет моей практики «охоты с нарезным на копытных».

По понятным причинам (сроки охоты, разрешенные способы в РФ итд) насладиться этим процессом было решено в Белоруссии и я с удовольствием составил компанию моим товарищам Антону  и Алексею, для которых поездка в Беларусь была уже не первая.

В хорошей компании время в дороге пролетает незаметно, и в районе 2-х часов местного времени, мы уже обедали в гостеприимном и хлебосольном доме.

Каждому из нас многому чему приходилось учиться с нуля. Некоторые люди, почему то стесняются этого. Я от этого получаю кайф. Помню своего первого рябчика в 13 лет, глухаря, гуся, щуку. Это уже потом радость добычи несколько тускнеет, но все первое врезается в память. Так было и в этот раз, когда я, стараясь не пропустить ни слова, слушал о порядке проведении охот и охотничьих воспоминаниях по охоте на копытных своих товарищей.

С удовольствием поймал себя на мысли, что волнуюсь. Это хорошо. Давно этого не было на охоте. Пытаюсь понять причину- не нахожу. Вроде все в порядке, технически готов. Есть только предположение, что оптика слабовата для дальних выстрелов (1,5-5х20 льюпольд VX-3 – не совсем для охоты с подхода) и по существующему общественному мнению карабин не мега точный (Benelli Argo 30-06), но вроде, в тире все получалось. Посмотрим, как будет на охоте, в любом случае, решаю для себя стрелять далее 150м только в крайнем случае.

Пока едем с охотоведом и егерем в угодья, знакомимся и получаю первую информацию: зверь есть (йость, как говорят там), но косули стало значительно меньше, чем год назад из-за двух подряд суровых зим. Далее следуют несколько повторяющихся рассказов о том, как мажут приезжие охотники с 70-80м и как местные стреляют на 300м. Говорю им, что более 150м стрелять не буду. Мне показалось, что их это немного расстроило.

Предполагалось, что я буду ходить с егерем Павлом. Он очень старался, но сразу предупредил, что работает около 2-х месяцев и : «еще есть куда расти». На помочь подключили бывшего егеря, который работает лесником- Марьяна – человек, который пользуется заслуженным уважением и других егерей и местных охотников.

Вышли на поля за косулей около 19-00 местного. Про себя отмечаю и удивляюсь, как отличается флора от нашей среднероссийской: высокие травы, клевер по колено, незнакомые растения. Идём по полям (или скорее полянам) метров 200-300 в диаметре, соединенных узкой перемычкой. Косулю не наблюдаем. На последнем поле по центру- заброшенная деревня, остался один дом. От него в 150м – участок с посаженной картошкой, метров 50х100 по площади- «особо охраняемый объект» бывшего егеря Марьяна. Однако замечаем с краю участвка свежие кабаньи порои и делаем вывод, что если не помешать кабанам, «особо охраняемого объекта» скоро не будет. Тут же звонок от Марьяна, сообщает, что на другом поле видит стадо кабанов 7 штук и тявкает козёл. Кабаны кормятся и быстро перемещаются, просит приехать побыстрее. Бегом бежим в машину и едем к нему.

Марьян стоит на бугре за деревней Пешковицы. С бугра открывается вид на поле, дальняя сторона которого ограничена лесом за которым начинается пойма ручья, слева поля – мелкие сосенки, переходящие в лес, справа, где то метрах в 800-х дорога. На поле – три островка деревьев радиусом метров в 30-40, до ближайших 200 и 240м., до дальней стороны поля 500-550м. Чуть справа на краю поля- болотинка где лес переходит в кустарник и сосняк. Этот участок вдается в дальнюю сторону поля метров на 100 относительно общей границы (см схему). Поле покрыто клевером, высотой, примерно, 30-50см.

 

Пока подходили к Марьяну- на поле никого не оказалось. С его слов, кабанов мог напугать козел своим тявканьем. Солнышко уже было за горизонтом. Решили посидеть на бугре, «побиноклевать». Минут через 15-ть с правой стороны поля, показалась одиночная спина кабана. Так как более никого не было видно, решаем подходить, в надежде, что это секачь. Сумерки стремительно сгущались и запас времени для выстрела таял на глазах.

Подходим вдоль противоположной стороны поля против ветра. Осторожно выглядываем справа от куста. Тишина полная- слышно только гул (писком это не назовешь) комаров. Сумерки уже глубокие. Обнаруживаем кабана. Из клевера торчит 10-15см холки. Дальномер показывает 120м. Ставим треногу, жду когда он «откроется». Подсветка, всё таки, великая вещь. Кабан, видимо, выходит на бугорок и уже могу стрелять- цель вижу четко. Говорю об этом егерю, снимаю карабин с предохранителя, еще секунда…. и он меня останавливает. Он услышал шорох в траве и возню. Это указывает на то, что это свинья с поросятами, стрелять которых, естественно, категорически запрещено. Прислушивается все втроём и скоро отчетливо слышим поросячий визг-писк. Тихонечко снимаемся и уходим прежним путем.

Подвожу итоги вечера: вроде бы и зверя не взял, но это был первый подход на дистанцию уверенного выстрела. Зверь был спокоен, мы его не стронули и эти обстоятельства меня радовали. Я в глубоких сумерках из, далеко не ночного прицела, целился по зверю и был уверен в выстреле. Это меня тоже радовало. Немного смущало то, что за полную зорьку видели только одного зверя и тот оказался не «под отстрелом».

Короткий сон 1,5-2,0 часа и мы снова в полях. Проходим по полям, где вчера искали косулю. Видим ночные следы крупного одиночного кабана. На одной из перемычек мимо нас пробегает косуля-козлик. Или шёл по своим делам или кто- то спугнул. Увидел нас, тормознул на секунду и сорвался дальше. Стрелять возможности не было- далековато и очень уж стремительно он скрылся. Вышли на поле с Мирьяновской картошкой. Видим свежие порои, примерно метра 4х4 картошки точно не будет. Находим следы, по крайней мере 4-х кабанов. Очень большая вероятность, что ночью они опять будут здесь.

Едем на поле, где видели свинью. С бугра на фоне зелени отчетливо видим косулю. Ну вот оно- счастье- вчерашний козел стоит и кормиться. На поле легкий туман, дистанция 250м, решаем подходить слева по оврагу, по прикидкам, при таком раскладе от сосенок до козла будет не далее 100м. Начали движение, но что-то меня смущало. Через минуту понял что- я не разглядел рогов, то есть я четко не видел их, не срисовал в память. Торможу егеря, пристально вглядываемся. Рогов не видим. Мне почему то очень хотелось, чтобы у косули были рога, но я их с бугра не видел. Начал подход. Косуля тоже медленно перемещалась к сосняку. Подхожу метров на 80-т, теперь точно вижу, что коза, к тому же брюхатая. Эх, черт! Везет мне на этой охоте, как сказал егерь на «диких особей женского полу». Но есть в косули что- то изящное и грациозное. Понаблюдав за ней минут 10 вышел своим следом с поля.

Приехал на базу- порадовался за товарищей, которые взяли по кабанчику. Главное, что меня поразило, что они видели много зверя. Антон меньше, но у него была другая цель- крупняк, а Алексей видел ну очень много кабана. Надо было придумать план, так как на случайности полагаться не хотелось.

План был такой: ждем на вчерашнем поле выхода первого отряда кабанчиков, которых видел Марьян, возможно, выйдет козлик, который тявкал вечером. Если будет пусто, едем на его картошку и караулим кабанов с фарой.

План придал некоторую уверенность и определил последовательность действий.

Часов с 6-ти вечера дежурно проехались и прошлись по нескольким полям за косулей- пусто. Приехали на поле. Еще рановато- солнцу до горизонта еще «корпусов десять». Заняли удобную позицию на бугре и отдали себя на растерзание комарам.

Как долго идет время, когда чего-то ждешь. Прошло минут 40, солнышко скрылось за лесом. Ну, если что- то произойдет, то в ближайшие полчаса. Прошло ровно минут 10 после захода солнца, как из низинки уверенным шагом вышел кабан. Его я за 600м увидел невооруженным взглядом. Кабан показался мне огромным, клевер едва доходил ему до брюха. В бинокль было хорошо видно его уши, корпус. Помня о вчерашнем, ждал, смотрел в проплешинах поля поросят, но не видел. Кабан проследовал левее вдоль поля и скрылся за островком.

Что делать? Подходить? Но уж очень он перемещается быстро по полю. Надо подождать, чтобы встал на кормёжку. 3-я зорька и сегодня ждал результата как никогда. Еще через 10 минут показался вчерашние кабаны- вышли там же, где и первый. Они никуда не собирались уходить из этого закутка и спокойно кормились. Еще через пять минут к ним подошел и первый крупный кабан.

Вот теперь время терять нельзя. Минут 30 в запасе есть, кабаны вроде стоят, кормятся. Проходим первый островок, второй, время от времени просматривая в бинокль поле- вдруг сместились. В той низине мы их не видим из-за рельефа.

 

Вплотную подбираемся к закутку. Если кабаны еще на поле, то до сих менее 100м. Идем вплотную к лесу, я на шаг правее Павла. И тут из-за куста медленно в сторону поля выходят кабаны, по крайней мере два. До них- метров 40-50. Павел, видимо засмотрелся под ноги и, не увидев их, продолжает движение. Я в ужасе понимаю, что сейчас они нас раскусят. Стрелять не могу, так как между нами аккурат по середине куст, который отлично и просматривается и не прячет нас от кабанов, но который может отклонить траекторию пули. Кабаны среагировали на движение, развернулись и рысью пошли в сторону ручья. Чем могу дотягиваюсь до Павла. Оба стоим- не дышим. Ёлы – палы, столько усилий, надежд и ожиданий и, по-глупому, вспугнули. Минут через пять- семь, пошептались, пришли к выводу, что вроде, далеко уйти не могли, пуганули не критически, кабан еще не наелся, топота и прочих признаков бегства не было.

Не дыша, с вытаращенными от напряжения глазами проходим еще метров 10 доходим до того злаполучного куста. Я чуть дальше на поле, Павел на шаг ближе к лесу. В это время кабаны медленно выходят боком к нам правее, показываясь из-за угла леса. Вот он- момент истины. Понимаю, что на такой дистанции (позже оказалось 70м) сделать шаг Павлу и поставить треногу- это почти наверняка спугнуть кабанов. Он протягивает мне треногу, крайний кабан останавливается боком. Цель вижу хорошо, решаю стрелять с рук. Кладу перекрестье чуть за лопатку, выдох. Выстрел. Стадо кабанов, в том числе и в того, которого целился, срываються и убегают в кусты, до которых- то всего было метров 15. Я подхожу к месту, где стоял кабан с надеждой – в выстреле я был уверен, по опыту загонных охот знаю, что если не попал в крупную кость даже с разбитым сердцем кабан уходит далеко. Посмотрев на Павле, уверенность моя стала улетучиваться. «Промах» - констатировал Павел. Как!!! Я не мог промазать, когда туша кабана занимала треть поле оптики. В выстреле я был уверен.

- «Промах, точно. Я в бинокль не видел попадания и после выстрела он не дернулся, а побежал как здоровый. Ну, может, чиркнул слегка. Пошли на соседнее поле, там должны тоже кабаны выходить пока не стемнело»- с досадой в голосе продолжал Павел.

- Какое соседнее поле, у кого собаки есть? Надо собак вызывать.

Павел посмотрел на меня скептически, чтож ты, мол, с рук стрелял и треногу не дождался. Весь этот диалог происходит в поисках следов крови, хотя, как мне показалось, кровь искал только я. Уже становилось реально темно, фонари, как полагается были в машине. Чёрт!

Опа, капелька крови на листе. Через полметра – еще одна. Через метр- мощный выброс на куст сухого растения, далее, через метр еще выброс. Всё!!! С такими ранениями долго не живут. В тот момент я был уверен, что кабан лежит в метрах 50 от края поля. Но ТБ прежде всего. Минут через 20 приехал охотовед с Марьяном и с собакой. Заходим в сосняк- для того чтобы идти по следу, собака не нужна. Со стороны правого бока (я стрелял в правый) капельки. С левой – мощные вбросы крови попадают на кусты и стволы деревьев- легкие. Ну а вот и он – кабанчик – трехлетняя свинка, ни разу не поросившаяся- то что заказывал. Опять посмеялись по поводу «диких женщин».

- Первый, - говорю я не скрывая своей радости.

- Поздравляю – искренне говорит Марьян и жмет руку.

- И у меня тоже первый, - говорит егерь.

- И тебя тоже Поздравляю – искренне говорит Марьян и жмет руку Павлу.

 

Предполагаю, что в ней не менее 90кг, так как вдвоем еле- еле протащили волоком, а в машину поднимали втроем. Далее – дело техники.

Попадание- точно куда целился , по факту 1-2см левее (ближе к хвосту) лопатки. Пуля, Norma Vulkan 11,7гр сломала по ребру на входе и выходе, превратив легкие в хлам. Выходное отверстие чуть больше входного. При попадании, передняя часть оболочки разлетелась, осколки попали в край печени, еще осколки обнаружил в выходном отверстии.

Утром по сути я на охоту не поехал- занимались свинкой до трёх ночи, потом проехали про полям с белорусским товарищем Андреем, у которого мы гостили. Без оружия, так места посмотреть на вечер и вообще. С Андреем можно неделю по полям ездить и каждый раз узнавать что-то новое. С каждой полянкой, полем- какие то ассоциации, воспоминания. Опыт, конечно же, колоссальный. Но опыт- это одно, а рассказать интересно- это другое. Так и проездили-проболтали до 9-ти часов утра, а там уж на базу пора.

Вечером планировали охотиться на соседнем участке, теперь уже, приоритеты были в пользу косули. Егерь –Тшейс, (если я правильно понял) по-русски Вячеслав, числился одним из лучших егерей. Всегда интересно пообщаться с людьми, больными охотой. Именно к этой категории и принадлежал Тшейс, то есть Вячеслав.

Прошли несколько полей, где он вчера видел четыре косули- пусто. Переехали на другое поле. Уже начинаются сумерки. Заметив движение боковым зрением, поворачиваю голову- в метрах 80-ти стоит косуля. Присмотрелись- коза. Жует траву- из-за рта торчал лопух с пол её головы и ритмично вращаясь по кругу, постепенно уменьшался в размерах. Постояв секунд пять-семь, косуля прыгнула в кусты и скрылась из вида. Вот дура!

Идем дальше. Замечаем выход 4-х кабанов на поле впереди. До них- метров 400. Начинаем скрадывание ближе. Подходим- их не видим, зато на другой стороне поля видим кабана- одиночку. В этот момент, слышу как справа из леса метрах в 15-ти начинет работать дизель- РРРРР – низкий гортанный звук. Стало как то не по себе. Егерь успокоил, сказал, что это свинья с поросятами и это её естественная реакция. Стало сразу спокойно и мы пошли дальше. Метров через 100 слышим движение в лесу. Мы шли по дороге. В это время три свиньи с поросятами начинают переходить дорогу прямо в 20-ти метрах перед нами. Красивое зрелище. За свиньями как горох с одной обочины на другую посыпались маленькие полосатые поросята, размером с бутылку шампанского и тут же растворились в траве.

Поднимаемся на бугор, с него открывается хороший обзор на поля. Ловлю себя на мысли, что это последний шанс на сегодня, так как уже начинает критически темнеть. Переваливаем на противоположный склон, Вячеслав шепчет- «косуля, стреляй» и начинает ставить треногу. Я успеваю посмотреть в бинокль, вроде бы, видел рожки, но из-за темноты и темного фона за косулей- нечетко.

- дистанция? – спрашиваю я.

- сто двадцать- сто тридцать.

- да не, думаю поболее будет, метров сто пятьдесят.

Я почти готов к выстрелу- ловлю косулю в оптику, что в сумерках заняло пару секунд. За это время косуля еще удалилась метров на пятьдесят. Егерь свистит. Косуля встает как вкопанная. Делаю поправку на дистанцию. Целюсь вроде уверенно, без трясучки, ровно в верхнюю линию силуэта над лопаткой. Секунда- выстрел. В оптику замечаю, как мелькнуло светлое брюхо. Отрываю глаз от прицела.

- Не вижу – еле сдерживая эмоции говорю я, имея в виду убегающую по полю косулю.

- Я тоже, - улыбается Вячеслав. – слышал шлепок.

Замеряю дистанцию до куста, за которым должна лежать косуля- дальномер показывает ровно 200м! Ну вот. А собирался дальше 150м не стрелять.

Идем к косуле. Уже не сомневаюсь, что она лежит. Сомневаюсь насчет рожек, уж только скоротечно все произошло, хотя, вроде бы рожки были. Но с этими «дикими особями женского полу» совсем мнительным станешь. Подходим- лежит родимая., вернее, родимый, с хорошими рожками.

 

Егерь поздравляет, отсыпая меня комплиментами по поводу выстрела. Приятно, черт возьми. Вот тебе и не очень точный карабин и не очень дальняя оптика. Попадание точно по линии передней ноги на см 12-13 ниже силуэта. Полностью раскрошен один позвонок и основания двух ребер на входе и два на выходе. Выходное чуть выше – видимо пуля чуть отклонилась в теле.

Рожки красивые, очень симметричные с тремя отростками. Эмоции и радость переполняли. По этому поводу достали фляжечку с коньячком и поздравили друг-друга с полем.

А еще выпили за дружбу русского и белорусского народа. Хоть и есть отличия внешние, но почти нет отличий внутренних. Очень близкие по духу люди, отзывчивые и гостеприимные и общение с ними, в частности с Андреем, Николаем Михайловичем, Павлом, Марьяном, Василичем, Тшейсом оставили отдельное неизгладимое впечатление от поездки. Дай Вам Бог всего самого-самого!

И Спасибо Вам большое за охоту!