Природа, казалось, заснула до весны, но, если внимательно приглядеться, зимняя жизнь в лесу шла своим чередом. Красногрудые снегири, рассевшись на ветвях кустарника нарядной стайкой, радовали глаз. Клесты готовились к встрече своего потомства, осторожно выглядывая из лап густого ельника. Белка зимовала в своем теплом гнезде, время от времени спускаясь вниз с раскидистого дерева, где устроила себе уютное гайно. Неподалеку резвились зайцы, выискивая обед, завтрак и ужин среди молодых побегов осины.
Охотничий сезон был в самом разгаре. Числа пятнадцатого декабря, аккурат за пару недель до наступления Нового года, наша дружная бригада охотников выехала на двух вездеходах на охоту по кабану. Выезд назначен был, как всегда, в воскресенье. Дорога предстояла дальняя, выезжать решили с запасом. Выбрались за город еще по-темному. Ехали до намеченного места не спеша. Падал небольшой снежок, поэтому видимость на дороге была слабая. Тем не менее к семи утра добрались до опушки крупного леса и расположились рядом с летней пасекой, где стоял деревенский дом, сарай и омшаник. Выпустив из машин собак, посовещавшись, собрав и зарядив ружья, часть охотников двинулась в глубь оврага и вскоре пропала из виду. Собаки же и пара молодых крепких охотников полезли на вершину оврага, в сторону вчерашнего крупного кабаньего следа, где вскоре послышались лай и выстрелы. Мы вдвоем что-то замешкались у машин и, прислушиваясь к происходящему, стали думать, куда нам идти и что делать дальше. Выстрелы продолжались... После шестого наступила пауза, а через некоторый промежуток времени появился вспотевший первый загонщик Виктор и, широко улыбаясь, радостно сообщил: «Добыт крупный секач». Второй загонщик Сергей, как более меткий стрелок, остался рядом с кабаном. Там были замечены свежие следы волков – видимо, они и гнали зверя со вчерашнего дня.
Глянув на часы, я про себя отметил, что от начала охоты прошло всего каких- то полчаса, а кабан уже добыт. Лихо! Удача как нельзя кстати. Значит, на новогоднем праздничном столе будет блюдо из кабанины.
Ух, зима! Она всегда прекрасна, прекрасна и чиста. Отличное время года! Что ни говори, а Новый год – один из лучших праздников для всех живущих на Земле, и взрослых и детей, а главное, вне всякой политики.
Такой быстротечной охоты еще не было на моем веку. Обычно происходит изучение следов, расстановка охотников на стрелковой линии огня, уход загонщиков в оклад и долгое томительное ожидание зверя на морозе, на своем номере. Стоишь, скучая, мерзнешь и не знаешь, повезет с выстрелом на этот раз аль нет. А тут с начала охоты прошло полчаса, а цель достигнута: зверь благополучно взят. Но где же основная группа людей? Ушла глубоким большим оврагом куда-то далеко и по всей вероятности ничего не слышала. Все это время с неба падал и, поземкою кружа, неспешно ложился на землю перьями, словно из разодранной подушки, невесомый снег. Он-то и приглушал все звуки.
Мы решили остаться на месте и в ожидании общего сбора разожгли костер. Из УАЗа достали длинную толстую веревку; загонщик, забрав ее, ушел за отстрелянным кабаном. Вдвоем, зацепив вепря за голову, они дотащили его до вершины оврага, откуда уже, как на санках, съехали по глубокому снегу следом за добычей. А тут уже, взяв металлический тонкий трос, зацепив на буксир УАЗом, подключились и мы. Подтащили тушу поближе к костру для разделки.
– Ну что, начнем разделывать не спеша, пока ребята наши гуляют где-то в лесу?
– А чего ждать-то?
Через некоторое время туша была освежвана и разделана на куски. Недолго посовещавшись, из потрохов решено было прямо на месте приготовить селянку. Сердце, печень, почки и легкое – все пошло в котел. Да вот досада: самое главное – котелок – мы забыли. Не учли сей момент. Оплошность совершили.
– Ну что ж, хозяину вездехода выговор объявим, – усмехаясь, молвил старший из нас.
– Так, ребята, а ну, гляньте, что в доме пчеловода есть?
Прильнув к окнам и заглядывая сквозь щели в заколоченные ставни, мы ничего не увидели. Что делать? Печенку кабанью попробовать всем охота. Была не была! Решаем аккуратно выставить стекло и залезть внутрь помещения. Благо председатель колхоза, кому принадлежит пасека, участник нашей охоты. Как самый молодой я забрался внутрь помещения, где увидел половину фляги с медом, в которой нашли свое последнее сладкое пристанище два толстых дружка кота Леопольда. Неужто это они все сожрали?! Вот уж наугощались от души. Забраться смогли, а выбраться нет. Так и остались там навечно… Да уж! Пробовать мед как-то сразу расхотелось... А возле печи я обнаружил, ко всеобщей радости, огромную сковороду с высокими бортами. То что надо! Самый подходящий в данный момент атрибут для приготовления лакомства. Растопили в сковороде снег, прокипятили два раза и положили нутряное нежное сало кабана, затем прочие порезанные кусочками ингредиенты. Лук у нас был (всегда на охоту кто-нибудь берет пару луковиц), а кусок сала и хлеб – необходимые атрибуты в рюкзаке каждого охотника. Лучок как нельзя пришелся кстати. Обычно ближе к обеду у находившихся и уставших на морозном воздухе охотников прорезывается аппетит. Тогда делается привал. Разжигается костер, на котором поджаривается кусочек сала, колбасы и обязательно лук, – в запеченным виде он теряет свою остроту и приобретает слегка сладковатый вкус. И под стопку водочки или под горячий чай на морозце – ум отъешь. Кто такого не едал, на охоте не бывал! А ничего другого и не надо, хотя и разносолы присутствуют в рюкзаках. А как же! Тут уж у каждого свой засол огурцов, без этого никак нельзя. Затем следуют неторопливые разговоры под необыкновенно вкусный чай с засыпанной сахаром земляникой, аромат которого разносится далеко повсюду. Кто-то предлагает чай с чагой или со зверобоем. Бывало, именно на благоухающий чай заблудивший охотник выходил к нашему костру. В такой дружной компании приятно и неспешно течет беседа о том о сем. Счастливое, надо сказать, время. Многие, уверен, и тогда и сейчас едут на охоту ради общения, а не ради самой дичи, которая, что ни говори, является завершающим актом вылазки на природу.
Но что-то я отвлекся, пока глядел на догорающий костер в ожидании всех.
– Андрюш, а ну подвинься! Дровец еще подкинем, пока ребята наши бродят где-то в лесу.
– Дядь Ген, а что их так долго нет? Уж пара часов прошла
– Ждем. Подойдут. Куда они денутся! – прищуриваясь и закуривая папиросу, молвил он в ответ.
Проходит еще час. Селянка томится на тлеющих углях. Вот уже выкипела вся вода, и запах жареного мяса приятно волнует носы каждого из присутствующих. Ближе к полудню подходит вся наша группа. Разговоры, вопросы. Как мы и предполагали, они абсолютно ничего не слышали и, удаляясь все дальше, сделав в конце концов круг, вернулись по своим следам к машинам, где их, уставших, уже ждала вкусная еда и добытый разделанный кабанчик. Вот так хорошо закончилась та памятная охота.
А было это словно вчера, но в таком уже далеком 198... году. Прекрасное, надо заметить, было то время, и многие из ныне живущих в те годы были совсем еще молодыми.
Желаю всем читателям крепкого здоровья, простого человеческого счастья, радости и благополучия. И, конечно же, удачных охот в этом и Новом наступающем 2012 году!
Кабан за полчаса
Снег выпал в ноябре, и уже к декабрю его намело столько, что аж дух захватывало.