Как же надо стрелять лося?

Мне хорошо запомнились наставления начальника Шитовского охотхозяйства на одной из наших охот. Вечером на инструктаже он советовал бить лося даже не по лопаткам, а по ребрам. При выстреле по лопаткам можно немного завысить, и тогда лось уйдет.

С установлением снежного покрова начачинается охота на лося. Несмотря на большой размер «мишени», промахи на этой охоте  бывают нередко, да и подранки, случается, уходят. Поэтому вопрос «как же надо стрелять лося?» не кажется праздным. Хочу поделиться своим опытом,  который копился в течение двадцати лет, когда я ежегодно участвовал в охотах на лося в составе команды 7-го коллектива охотников Московского военного округа. Кроме того, появилось желание высказаться по поводу  очерка А. Сенина «Пули пошли «в молоко», опубликованного в «РОГ» № 45.

В этом очерке автор пишет: «Я выбрал взрослую самку в середине цепочки и, тщательно прицелившись в шею, выстрелил – она лишь повела ушами, но продолжала бег, как ни в чем не бывало. Стреляю еще раз, и снова в шею – никакого эффекта».  Затем автор признается, что хотел шикануть… и первым же выстрелом положить зверя на месте.  И никакого сожаления, что этим лишил коллектив ценного трофея.  Прочитав очерк Сенина, молодые охотники могут подумать, что именно так и надо стрелять. Я придерживаюсь другого мнения. 

Конечно, выстрел в шею – красивый выстрел. Лось падает тут же,  смерть  мгновенная. Но ведь и риск большой, что будет промах. Оправдан ли он?
Скажу честно, на всех охотах, в которых я участвовал, лось по какой-то неведомой причине на меня не шел. Стреляли и далеко по стрелковой линии, и рядом, но только не я. И даже тот единственный лось, которого мне удалось добыть в  Полубратовском  охотхозяйстве, вышел не на меня, а за два номера в стороне.    Почему-то охотник не стал подпускать его близко  (может,  боялся, что лось его  затопчет?),  и выстрелил,  когда тот был еще довольно далеко.  Лось отвернул и стал уходить, но не назад, а в сторону, то есть почти вдоль линии стрелков. Следующим стреляет начальник охотхозяйства, который стоял на соседнем со мной номере. Тоже мимо. Видя,  что лось продолжает бежать, выстрелил и я, после чего зверь исчез.  Мне показалось, что он просто скрылся за кустами, и вдруг начальник охотхозяйства говорит мне: «Пойди, спусти кровь».

Оказалось, что я попал лосю в шею,  и его смерть была мгновенной.  Это был, конечно, один из самых удачных выстрелов в моей жизни. Когда я подошел,  лось был недвижим.  Перерезав не без некоторого трепета и опасения  жилы  на шее,  я увидел два кровавых пятна на его голове – следы недавно сброшенных рогов.  Не мог уж с этим немного подождать?!  
События на той охоте развивались так стремительно, что у меня не было возможности тщательно прицелиться, и попадание в шею было в значительной степени случайным, но  хорошо  запомнился  случай,  когда охотник сознательно стрелял лосю в шею.  Это был хороший охотник и хороший стрелок, выполнявший второй разряд на стенде,  но в его характере было немного пижонства.

Поехали мы  по  горящей  лицензии (охота закрывалась через два дня) в район Селигера на базу в Пено.  Опытный егерь хорошо организовал охоту  и выставил зверя на стрелковую линию метрах в двадцати от этого охотника.  И вот, пропустив мимо ушей все, о чем я говорил на вечернем инструктаже,  он решил красиво положить лося на месте у своих ног, будучи уверенным, что перебьет ему шею. Пуля в шею попала, но позвонки не затронула, и лось, теряя много крови, ушел. Тут егерь вспомнил, что у их местного коллектива тоже есть  горящая  лицензия на лося  и решил организовать преследование подранка так,  чтобы мы его не взяли.  Это ему вполне удалось, хотя по следам и лежкам было  видно  – лось далеко не ушел.  Такой была цена пижонства.

Мне хорошо  запомнились  наставления  начальника Шитовского охотхозяйства на одной из наших охот. Вечером на инструктаже он советовал бить лося даже  не  по лопаткам, а  по ребрам.  При выстреле по лопаткам можно немного завысить, и тогда лось уйдет.  После выстрела по ребрам лось тоже уйдет, но недалеко и наверняка достанется охотникам.    Любопытно, что эту теорию начальник  хозяйства  подтвердил  на практике уже на следующее утро.  Лось вышел именно на  него, и после двух попаданий по ребрам лег через 300 метров.
 А теперь решайте сами, как стрелять лося, если представится такая возможность. Но при этом думайте не только о своих амбициях, но и об ответственности перед коллективом, с которым охотитесь.