Но это воспринималось мною в те юные годы, как случайность и охотничье везение. Ведь трудно разглядеть нашего астраханского серовато-рыжего русака на фоне травы или же на пахоте.
И вот однажды, на зимних каникулах, мы, три друга-одноклассника, вышли почелночить зайцев. Снега не было. Мороз – под десять градусов, легкий, как было ранним утром, ветер.
Обойдя приволжский лес и не подняв ни одного косого, вышли к рисовым чекам. Тогда еще работали колхозы, выращивался рис, вспахивалась земля. Спустившись с оросителя на пахоту, ощутили внезапную перемену погоды. Ветер стал до противного холодным и колким. Наши ватники сразу же перестали греть, и казалось, с великой радостью студят все тело. Пройдя шагов сто, мои друзья взбунтовались. Сошлись вместе. Коля и Миша настаивали выйти из чека, закрайками леса пойти домой. Я не соглашался, говоря, что вот в этом-то чеке и встретим зайца. Кончилось тем, что Миша и Коля поднялись на оросительный канал и, скрываясь за метелками камыша, пошли в сторону дома, а я по окаменевшей пахоте побрел к дому.
Было холодно, зайцы не показывались. И вдруг впереди, шагах в семидесяти, рядом с большим отвалом седой на морозе земли, какое-то светлое пятно. Причем оно, являясь продолжением отвала, вроде и не вписывается в него. А вдруг это все-таки заяц? Свернув немного в сторону, собравшись, пошел как бы в стороне от него.
Ветер дул боковой, а поэтому заяц, а это был он, подпустил меня шагов на двадцать. Остановил его первый же выстрел. Он был седым, чуть рыжеватым, матерым и заметно отличался от пахоты. Это его и сгубило. Ведь если бы он выбрал глубокую пахоту, то был бы более скрытен.
Коля и Миша тоже остановились. Затем подбежали и начали допытывать, почему скрыл от них, что вижу зайца.
В том же охотничьем сезоне удалось узреть на лежке и добыть с подъема зайца под тополем на берегу ерика Тепленький. И опять посчитал, что это просто случайность. Охотничьи традиции охоту «на узерку» никак не связывали с охотой на русаков. Однако моя дальнейшая охотничья тропа во Львовской, Саратовской и Астраханской областях показала, что охота «в узерку» на русаков возможна.
Этот способ охоты сильно схож с охотой на зайца с подхода.
Другой предпосылкой успеха является если снег уже непродолжительное время лежал и практически весь стаял. Как правило, в эти несколько дней русак, как и беляк, окончательно одеваются в зимний наряд. В названных регионах это происходит обычно к концу ноября.
Надо знать и места предстоящей охоты. Мои успешные охоты «в узерку», как правило, прошли на неглубокой пахоте. Хотя иногда удавалось набрести и подойти на выстрел к затаившемуся русаку в глубокой пахоте, укрывшемуся у валуна в многолетней траве. Но это считаю дело случая, а можно говорить об охоте «в узерку» на русака лишь на вспаханных полях.
Большую помощь оказывает простой армейский восьмикратный бинокль.
P.S.
Охотнику на заметку
Места, где возможно добыть зайца с подхода, без собаки:
– на пахоте, причем даже тогда, когда она раскисла от дождей;
– в многолетней траве, по краям заросшего поля, у тропинок и дорог через (рядом) такое поле проходящих;
– в закрайках, на опушках леса, в лесополосах и рядом в 20 – 30 метрах от них;
– на краю оврагов, бугров, на возвышенностях;
– в полях в редких кустах, куртинах травы у столбов электропередач;
– в траве у прудов, озер, речек;
– в небольших островках леса среди полей.
Интересный и поучительный случай на такой охоте со мной произошел во Львовской области. Все было как всегда. Отсутствие снега, небольшой морозец, сковавший землю и позволяющий комфортно передвигаться по бесконечному, как казалось, вспаханному полю. Не было только зайцев. Ну ни одного. Очередной раз, остановившись, осматриваю в восьмикратный бинокль ближайшие поля.
Все пусто и лишь рыжеет небольшой валун шагах в ста. Валунов здесь много, поэтому и внимания к ним особого не было. Когда же опять накрыл окулярами это место, увидел, что этот валун как-то изменился. Причем он стал круглее. Интересно. Вдруг поднялись на мгновение и так же внезапно опустились ушки.
Заяц! Конечно же, заяц. Адреналин. Дрожь в коленках и дикая уверенность в удаче.
Осторожно, как мне казалось, сняв с плеча ружье, сдвинув предохранитель, чуть стороной стал сближаться с зайчарой. Осталось метров сорок, он срывается. Стреляю «нулевкой» с левого ствола – мимо. Обзадил. В правом – «тройка». Стреляю, дробь выбивает пыль из-под зайца. Он бежит, а я успокаиваюсь, провожаю его взглядом, пока он не скрывается за горизонтом. Все.
Причина же того, что заяц сорвался на пределе выстрела, оказалась банальна. Узрев зайца, не учел ветер. А он шел от меня в сторону зайца.
Надо учитывать погоду. Легче вытоптать зайца на пахоте в тихую, солнечную погоду при легком морозе. А вот удача с применением метода охота «в узерку» возможна лишь тогда, когда зайца трудно стронуть с лежки. Это чаще бывает при сырой, ветреной и теплой погоде.
Там же, где зайца много беспокоят, практически подойти к нему на выстрел невозможно.
Места, где можно встретить зайца крайне редко:
– на озимых полях;
– в низинах среди полей;
– в скошенных полях кукурузы, подсолнуха, овощей;
– в высокой траве;
– в глубине многолетней и густой травы;
– в глубине леса и кустарника;
– в глубине пахоты.
О способах стрельбы, экипировке, боеприпасах много писалось. Повторять не буду, но хотел бы предупредить друзей-охотников, что охота на зайца-русака с подхода и «в узерку» очень трудоемкая. Приходится иногда за световой день пройти до двадцати километров, то увязая в пахоте, то продираясь через старый бурьян, верблюжью колючку (астраханские степи) и камыш. При этом следует соблюдать маскировку. Отсюда и особые требования к одежде охотника.
Лично я одеваюсь тепло, но легко. В рюкзаке всегда имею сменку белья, а также тонкий чистошерстяной свитер. Это помогает избегать простуды и переохлаждения. Конечно, всегда с собой термос с горячим и крепким чаем.