Сегодня мы публикуем его рассказ о стрельбе тетеревов на лунках в записи нашего внештатного корреспондента.
Смеркается. Иду на лыжах по заснеженному декабрьскому лесу. Впереди показалась поляна, обрамленная березами. Снимаю ружье из-за спины, беру на изготовку. Замедляю движение. Не слышно ни малейшего звука. Лыжи, подшитые камусом, т.е. шкурой с ног лося, не скрипят, скользят легко. Вот и край поляны. Делаю еще несколько шагов, и вдруг метрах в десяти от меня из снега с треском вырывается черный комок, поднимая фонтан белой пыли. Вскидываю ружье, стреляю. На снег падает косач. И тут же с шумом стартует еще одна черная ракета. Вторым выстрелом мажу. Пока перезаряжаю ружье, из снега поднимается еще несколько птиц. И вновь тишина.
Подхожу к трофею. Какой красавец! Зимний наряд тетерева отливает блеском. Пламенеют темно-красные брови. Капелька крови на снегу – словно великолепное ожерелье вокруг птицы редкой красоты. Поднимаю косача, держу на вытянутой руке, любуюсь. Не менее десятка таких зимних трофеев на моем счету, но каждый новый рождает всплеск эмоций. У каждого вида охоты – на тетеревов на току, с собакой по выводкам, с чучелами, с подъезда на лошади – свои прелести. Но меня больше всего привлекает стрельба косачей на лунках. Именно так называется вид охоты, эпизод из которой я рассказал.
Место действия – один из прекрасных уголков Гагаринского района Смоленской области. Здесь я появился на свет и рос, здесь «заболел» охотой. К сожалению, моей родной деревни с выразительным названием Зарубы давно уже нет. На ее месте около тридцати лет плещут волны Вазузского водохранилища, созданного для водоснабжения Москвы. Зимой на косачей я охотился там в молодости. Регулярно езжу туда и в последние годы. Эта охота основана на том, что при обильном снеге тетерева ночуют под ним, находя там защиту от мороза и ветра и в какой-то мере от хищников. Нельзя в связи с этим не отдать должного способности этой замечательной птицы, являющейся, безусловно, украшением русского леса, приспосабливаться к суровым условиям зимы. Снег, как известно, служит укрытием и для рябчиков. Возможно, и для других обитателей леса. Но жизнь охоте на лунках дала именно эта грань образа существования тетеревов.
Трудно передать словами всю прелесть данного вида охоты. Стрельба по выпархивающим из-под снега птицам – ее кульминация. А предшествуют ей не менее впечатляющие картины.
Незадолго до заката солнца приходишь в места, где обитают тетерева. В родных краях я знал их с детства. А в принципе хорошо известно, что тетерева отдают предпочтение небольшим смешанным лесам, которые перемежаются полями, изобилуют подлеском и кустами, зарослями папоротника. Любят они ягоды: бруснику, чернику, клюкву, малину. Ягоды – основной корм взрослых тетеревов летом и осенью. Потребляют они, правда, в меньшей степени, семена диких трав и насекомых. Основной корм для тетеревов зимой – ягоды можжевельника, сережки, почки, побеги берез и ольхи.
Запало в душу многое из того, что приходилось видеть вечером в местах обитания косачей. Словно наяву вижу сейчас такую картину. Солнечный морозный день. Невысокая раскидистая береза на опушке. Вся в серебре инея с бесчисленными черными вкраплениями. Не менее полусотни птиц расселись по ветвям, словно сговорились вместе покрасоваться в лучах заходящего солнца. Я потом подошел к этой березе. Снег под ней был усыпан желтыми лепестками сережек, расшелушенных птицами. Кстати, наличие таких «золотых россыпей» под кронами дерева – верный признак обитания тетеревов.
Или вот еще одна сцена, увиденная в бинокль. У косачей в разгаре вечерняя трапеза. Своими крепкими клювами они с удивительной ловкостью шелушат березовые сережки. Вот один петух, обработав веточки, до которых мог дотянуться сидя в обычном положении, совершает акробатический кульбит. Крепко держась лапами за ветку, свешивается вниз головой и начинает шелушить сережки на нижнем этаже. Его примеру последовало еще несколько чернышей. А вот самки вели себя степеннее. Во всяком случае, мне не доводилось видеть тетерок, прибегающих к такому способу кормежки.
А солнце между тем все ниже. Все ближе долгожданный миг. И вот начинается захватывающее зрелище. Косач, отлетев от березы на несколько метров, на какой-то миг зависает над поляной, затем камнем падает вниз. За ним второй, третий... В считанные секунды дерево опустело, а птицы словно растворились. Будто их и не было.
Что же произошло? Стремительно падая в снег, тетерев пробивает его своей тяжестью, образовав входное отверстие, именуемое лункой. В снег зарывается настолько, насколько позволяет глубина его покрова.
Вроде бы можно начинать движение к заветному месту. Нетерпение, конечно, подгоняет. Но торопливость, как и во многих других случаях, может испортить охоту. Нужно, чтобы птица «обсиделась» под снегом, утратила настороженность.
Осторожно начинаю движение. Но что это? Меня, кажется, пытается опередить другой охотник. На противоположной стороне поляны появилась лиса. Остановилась, словно тоже выжидает, чтобы тетерева успокоились. Не зря за рыжей утвердилась репутация хитрого, коварного животного. Что касается добывания тетеревов из-под снега, то этим искусством, в чем я не раз убеждался, лиса владеет лучше многих охотников. В данном случае она могла испортить все дело. Что предпринять? Издаю негромкий свист, в надежде, что птицы его не услышат, а лису он отпугнет. Так и получилось. Рыжая подняла мордочку, навострила ушки. А тут я еще несколько раз махнул руками, что, разумеется, не осталось незамеченным лисой. После этого она нехотя удалилась в лес, всем своим видом выражая недовольство вмешательством человека в ее дела.
А дальше события развивались так, как рассказано вначале.
О чем следовало бы еще сказать в порядке назидания молодым охотникам. Вновь хочу подчеркнуть значение предварительной разведки в местах обитания птиц, а также выдержки и осторожности на охоте. Важен и такой психологический момент. Вылет тетерева из-под снега способен произвести ошеломляющее впечатление, и может напугать неопытного, начинающего охотника. Поэтому нужно быть готовым к такому сюрпризу. Успех во многом зависит от быстроты реакции и точности стрельбы. Способность сделать результативный дуплет по стремительно взлетающим косачам – убедительное подтверждение зрелости охотника. Нельзя не отметить и спортивную привлекательность стрельбы на лунках.
Зимой темнеет быстро. На такой охоте, как правило, не удается стрелять более двух раз. На обильные трофеи здесь надеяться не приходится. Но это с лихвой компенсируется привлекательностью процесса охоты, красотой добытых трофеев. Говоря о практической стороне вопроса, замечу, что тетеревов на лунках я стреляю дробью № 4 и 3.
А теперь о том, что не имеет непосредственного отношения к охоте, но, уверен, не может быть безразличным каждому из нас. Печальное зрелище мне приходилось видеть на полянах в местах ночевок тетеревов с началом таяния снега. На них обнажились мертвые птицы, порой до десятка и более штук. Причина трагедии проста: при всей своей мудрости птицы не в состоянии предвидеть изменения погоды. Если днем пригревает солнце, а ночью сильно холодает, на снежной поверхности образуется корочка, которую тетерева не в состоянии пробить. И в результате погибают.
В такие минуты я думаю: как важно беречь природу, в частности, не стрелять самочек, каждая из которых способна летом пополнить поголовье. Охотник может и помочь косачам выбраться из снежного плена. В опасной для них ситуации нужно просто прийти на знакомую поляну и в районе лунок разбить ледяную корочку.