Тверские гуси

В последнее время охота на гусей стала очень популярна. На прилавках магазинов и в сети Интернет широко представлены в продаже профиля, объемные чучела, лежачие засидки, сборные шалаши и различные маскировочные сети и костюмы. Что уж говорить о манках – от электронных до духовых, на любой вкус и кошелек! Не хватает только одного и главного – культуры охоты на этих птиц.

Страдает правильный охотник от халатных, порой наглых действий охотников-«шатунов», охотников-«зентичиков», а как итог – страдаем все мы, попадая под критику противников весенней охоты.

Как быть и что делать, если вы хотите добыть гусей при общем бардаке на этой охоте? Мой ответ весьма прост: забраться как можно более тяжелыми дорогами куда-нибудь подальше, и желательно иметь в запасе как минимум три-четыре дня.

В этом году мы охотились на гусей в двухстах пятидесяти километрах от Москвы. Столь скромное расстояние не помешало нам остаться с трофеями, набраться опыта и пережить волнение и эйфорию прекрасной охоты на этих осторожных птиц...

После дальней охотничьей поездки по трассе М-5 мы с собакой сутки отсыпались дома. Затем, отметив день рождения жены, я перегрузил охотничий скарб с легкового автомобиля в «Ниву» и отправился в Тверскую область к другу Алексею Олейникову, который несколько лет назад купил там дом, обжил его и уже ждал меня с друзьями и почти десятком подсадных, выехав из Москвы на неделю раньше меня.

Брошенные деревни Тверской области 

Заехал к егерю, оформил документы. И вот я стою в нерешительности на краю асфальта в тверской глубинке. Впереди раскисшее поле, и я переобуваюсь в сапоги. Постоянная моя спутница курцхаар Адель поскуливает на переднем сидении в надежде выскочить из машины и вволю размяться. Но, чувствуя разницу между автомобилем-универсалом, где она сидит за сеткой в багажном отделении, и «Нивой», в которой она всегда рядом с хозяином, покорно терпит остатки дороги.

Поле не узнать. Еще летом тут можно было проехать на низкой иномарке. А сейчас я даже не вижу надежного места, чтобы спокойно спустить полноприводный автомобиль навстречу чернозему и задать ему некоторую инерцию. С укором на меня смотрят громадные лужи, напоминая мне, что без лопаты и Hi-Jack здесь не обойтись. Звоню друзьям и прошу быть в готовности к вызволению нас из грязевого плена. Они, не раздумывая, выдвигаются мне навстречу на еще одной «Ниве», захватив лебедку. У них сомнений нет, что долго мне не проехать.

Народные полноприводники 

Подключив пониженный ряд передач и включив межосевую блокировку, предварительно пройдя часть пути по предполагаемому направлению движения, промерив грязь и лужи ногами, я рванул навстречу своим спасителям. Где потихоньку, а где на полном ходу, поднимая грязевые волны и подминая кустики, я проехал часть пути, в итоге забуксовав в овражке. Пока работал лопатой, услышал натужный рокот «Нивы» друга, который уверенно полз ко мне на грязевой резине.

Радость встречи, обычные вопросы о результатах охоты и обстановки с пролетом дичи – и мы снова ползем по кустам и колеям, часто подталкивая наших железных коней своими плечами и разматывая ручную лебедку. Мне казалось, что самая тяжелая часть бездорожья позади, но каждый новый поворот и низины задавали нам свои ребусы. Изрядно устав и перепачкавшись, мы наконец увидели мелькающий сквозь деревья дом на окраине забытой деревни. Словно почувствовав отдых и собравшись с силами, машины уверенно преодолели последнюю мокрую низину, и мы оказались у дома.

Перестановка объемников с учетом обстановки 

Столь плохой подъезд пошел нам на пользу. В деревню вела только одна дорога, случайных же «зенитчиков» весенняя распутица отпугнула. В деревне только один жилой дом – Алексея, так что кроме нас, охотников больше не было. Все это дало шанс спокойно поохотиться на близлежащем поле, за брошенной фермой, на гусей, которые в прошлом году на нем присаживались.

Дружно выгрузив мои вещи и поужинав, мы успели на тягу, которая в этот вечер хоть и не подарила трофей никому из нас, но позволила послушать и увидеть семь птиц. Еще была встреча с зазевавшимся кабаном, который растерялся и возмущенно засопел, когда вскочивший с пня охотник застал его врасплох.

Утро следующего дня, 1 мая, выдалось ветреным. Расставив несколько десятков объемников, мы приступили к рытью окопов на бугре, который образовался от вынутого грунта при рытье пруда для поливки некогда обрабатываемого поля. Землю топили в лужах и в пруду, маскируя окопы пожухлой травой. А роли распределили так: один в окопе копал и доставал на лопате грунт наружу, второй брал лопату и нес к воде, в то время как третий возвращался от пруда с пустой лопатой и давал ее землекопу. Периодически менялись ролями.

Одна из подсадных 

К обеду все было готово. Грело душу, что расставленные обманки можно было не снимать на ночь, этим удлинялось время нашего сна, которого так не хватает на весенней охоте.

Моя собака категорически не хотела свыкнуться с мыслью, что гуси не настоящие, периодически подкрадывалась к ним и вставала в стойку «на глазок».

Собаке всё не верит, что это обман... 

Вернувшись в дом, пообедали. Отдохнули до 15:00. Тем временем ветер усилился, провода на столбах гудели и раскачивались. На мое предложение выдвинуться в окопы ребята ответили отказом, надеясь выйти попозже, когда ветер стихнет. Захватив двух подсадных и собаку, да закинув МЦ-21-12 за спину, мы с Адой вышли за деревню в поле.

Вид на окопы со стороны поля 

Остановлюсь подробнее на используемых на этой охоте манках и чучелах. Чучела белолобых были фирмы Sportplast, охотники знакомы с ними, да и выбор среди фирм-производителей невелик. А манки - давно хотел научиться правильно и результативно манить гусей! Поэтому я не мог пропустить Первые Всероссийские соревнования по подманиванию уток и гусей с помощью духовых манков, хотя и участвовал в них тлько в качестве зрителя. Посмотрел, с чем выступали победители. И постепенно я стал воплощать свой замысел.

Вид с окопа на обманки 

Взамен манкам из латунных гильз были куплены и освоены, как мне кажется на базовым уровне, два духовых «американца»: Riceland Custom Calls Acrylic Speck и Riceland Custom Calls Poly Speck, оба для охоты на белолобых гусей. Так же для пробы приобрел ряд других манков. В комплекте прилагался обучающий диск на русском языке. Он, конечно, помог в овладении начальными приемами в работе с манком. Но диск – это как букварь для первоклассника. Азы получите, не более, а дальше – всё будет зависеть от Вас.

 

Почему я купил именно эти  манки? Ответ весьма прозрачен. Решил провести весенний «тест-драйв» как дорогих так и  бюджетных манков. А после решить, какой из них лучше и соответствует ли цена качеству, а дальше – совершенствовать свои навыки в работе с манком.

Хотелось бы предупредить некоторых охотников, а также ленивых. Если кто-то считает, что выложив кровные, для кого-то и немалые, за манок и что он будет сам «дудеть» - глубоко ошибаются. Манить надо учиться, это факт. И кто освоит эту науку, а она того стоит, получит немало положительных впечатлений на гусиной охоте.

 

Я бы выделил два манка. Первый манок: «Riceland Custom Calls Acrylic Speck» – это топовая модель из линейки производителя, выточенный из акрила.

Второй «Riceland Custom Calls Poly Speck» – весьма бюджетный, очень схожий по техническому устройству и формам с первым, но только отлитый из пластика по размерам топового акрилового манка.

                                                                                   

Если Вы работали с духовыми манками, то освоить эту пару не составит труда. Лично мне, для стабильного извлечения базовых звуков из них, понадобился один день. Мой же товарищ потратил на это всего два часа.
Скажу сразу, что оба манка оказались рабочими. Белолобые гуси реагировали на них- снижались, делали облеты. Но стиль работы с каждым манком был свой.

Бюджетный «Riceland Custom Calls Poly Speck» - типичная рабочая лошадка. На мой взгляд, он выдает звуки не такие звонкие и «дальнобойные», как «Riceland Custom Calls Acrylic Speck». Но именно на него мы усадили стаю в чучела. Продувать его несколько сложнее.

Старший в линейке «Riceland Custom Calls Acrylic Speck» звучит интереснее, гуси слышат его с большей дистанции, более легкий на продув, выдает длинные серии звуков, причем низкие "гусиные" звуки получаются естественным образом.

Он, для освоившего его охотника, на мой взгляд, настоящий манный инструмент. Но и работать с ним в начале освоения, в силу широты возможных издаваемых звуков сложнее, легче ошибиться и сфальшивить.

Заводчики подсадных Олейников Алексей и Павлов Андрей 

Если в двух словах, то работа с этими манками – это симбиоз манка и Ваших навыков по извлечению из него нужных манных призывов. Навык заключается в работе двух рук по регулированию потока проходящего через манок воздуха, его интенсивности и синхронной работы Ваших легких.

 Стоят ли они своих денег? «Riceland Custom Calls Poly Speck» однозначно оправдывает затраченные средства. Была мысль заказать их напрямую от производителя, через сеть интернет, но итоговая цена с доставкой в Россию приблизилась к цене столичного дилера и разница стала, для меня, несущественной.

 «Riceland Custom Calls Acrylic Speck» стоит немалых денег, для меня всё-таки дороговат, но я бы отнес его к манку «на перспективу», кто однозначно не забросит охоту на гусей и захочет совершенствовать свои навыки, в полную меру задействовав потенциал этого манка, сменив более простую модель на этот, к коим себя я и отношу.

 Поэтому, в затраченных своих средствах, вижу задел на перспективу… Надеюсь, что приведенная выше информация окажется кому-либо полезной. Готов поделиться с желающими интересующей информацией по опыту использования данных манков.

Продолжим про охоту...

Собака у меня приучена сидеть в шалаше при охоте с подсадной. Очень хотелось добиться того же и на гусиной охоте. Поэтому я сел в самый просторный воронкообразный окоп, постелил собаке на дне подстилку и попытался отправить ее на желаемое место. Собака пугалась столь сжатого пространства, норовила вылезти и устроиться у края. Меня это не устраивало. Да и пока мы возились, прозевали налет четверки гусей, и я успел их только сфотографировать, когда они взмыли над нами.

Прозевали налет... 

Ветер не утихал, а только все нарастал и крепчал. Стало сдувать траву с бруствера окопа, пришлось вылезти и наломать сухих палок, воткнуть их в землю, тем самым задерживая и прижимая пучки травы. С обеих сторон от окопа были высокие кустарники, сплошь сухие, что не должно было вызвать подозрения у гусей.
Пока я заново маскировал окоп, будучи в «лешем», с головы сдуло кепку и унесло флисовую перчатку – я их так и не нашел. Залез опять в окоп и что увидел?

Ада робко пыталась сама залезть на дно нашего укрытия. Я помог ей в этом. Она, как всегда, покрутившись на месте и приноравливаясь то так, то сяк, улеглась у меня в ногах. Видно, пронизывающий ветер помог ей убедиться, что там, в глубине шалаша да рядом с хозяином, весьма недурно.

Итог утрянки Алексея: белолобый и селезни 

Наблюдать за горизонтом было тяжело. С бруствера сдувало пыль и землю, все это летело в глаза. Да и ветер так свистел по ушам, что услышать подлетающую стаю было нереально. С некоторым интервалом манил гусей, имитируя гусиный базар, но осматривал горизонт редко. Больше поглядывал в небо.
Заметил я гусей, когда они уже были в стороне от окопа, пролетев прямо над нами. А вот собака их услышала, завертела головой на своем месте, но я не придал этому значения.

Дождавшись, когда гуси завернут на второй круг, я вскинул полуавтомат. Когда белолобики пошли от меня в угон, я отстрелял все патроны. Гуси улетели невредимыми. Я не верил своим глазам! Подобрав гильзы и спрятав их, чтобы не бликовали, насладившись ароматом сгоревшего пороха, я понял, что не учел сильнейшего бокового ветра, что и послужило, на мой взгляд, причиной неудачи.

Но что интересно, я был доволен. Доволен, что все-таки дождался сегодня гусей, что белолобых не отпугнули наши скрадки, что хорошо работали подсадные, которые абсолютно не пугали этих крупных птиц.

Через час пришли ребята, сказали, что в деревне нет света: на трассе от порывов ветра порвались провода. Благо в доме были фонари и газовая лампа.

Больше в тот вечер мы по гусям не стреляли. Адка однозначно связала гусиный гогот и ружейные выстрелы и теперь тихонько поскуливала и стучала зубами, заслышав белолобиков, как она делала с селезнями, когда они облетали шалаш и жвякали.

Утро следующего дня выдалось насыщенным. С рассветом мы слышали сотни далеких выстрелов. Это обстреливали поднимающихся с ночевки гусей. Мы хорошо знали те места, как и весь тот хаос, который там творится, когда стреляют за сто метров, часто и картечью, и когда к одному упавшему гусю бегут несколько охотников, а ближайшая дорога уставлена машинами, как парковка у «Ашана».

Мы были в стороне от суеты и спокойно ждали, разглядывая в бинокли полоску горизонта, пока кто-то из нас не предупреждал об обнаруженной стае. Тут уж мы брались за манки. Налеты были. Мы стреляли, иногда мазали, но чаще попадали, и нам даже пришлось бежать за патронами домой.

После обеда Андрей выбил гуся 

Собаке тоже удалось отлично поработать. Один гусь упал в стороне, метров за восемьдесят, встал и побежал по молодой травке, в сторону от нас. Мы с собакой выскочили из окопа, я дал команду, чтобы Адка подала гуся. Но она металась среди десятков объемников и не знала, куда бежать. Тогда я выбежал с ней за наши обманки, схватил ее за голову, направил в сторону убегающего гуся и указал рукой. Сработало. Курцхаар рванул за подранком.

Автор статьи с собакой после вечерки: 3 белолобых, один из них - пойманный подранок 

Тут была именно та ситуация, когда человек догнать не может, а добрать – далеко, в итоге гусь добегает до крепкого места и, как правило, пропадает там почем зря.

Белолобый был не робкого десятка. Когда собака поравнялась с ним, он атаковал ее, на миг смутив. Но в следующий момент птица оказалась в ее пасти. Адка бежала мне навстречу с гусем, а я был счастлив, что она постигла и гусиную охоту, составив мне компанию в окопе, и впервые добрала раненого белолобика. Правда, в руки не подала.

Лечим подранка 

Опустила его на землю метрах в десяти от меня. Хотел было ее заставить подать как полагается, но окрики ребят заставили упасть на землю, подозвать собаку и, схватив ее, прижать к земле. На друзей налетала еще одна стая…

Хочу отметить, что мы успешно совмещали охоту на гусей – и утром и вечером – с охотой с подсадными. Благо у окопов были лужи с водой и пруд размером с половину хоккейной коробки.

За дни охоты выявились лучшие «крякухи», которых мы пометили (они пойдут на племя), а также определились пары, работающие вместе активнее и азартнее всех.

Появились мысли о доработке окопов. Следующей весной мы однозначно будем их расширять, чтобы они были по подобию моего воронкообразными. В узком окопе, будучи с полуавтоматом в руке и в облачении «лешего», невозможно быстро встать и начать стрельбу.

Подранок был вылечен, живет в вольере, на следующий год будет манным гусем. 

Высокая дисциплина охотников-единомышленников, одновременная стрельба по команде и в меру позволили всем участникам этой охоты добиться отличных результатов. Для себя мы сделали вывод, что можно с успехом охотиться и недалеко, лишь бы была возможность все делать правильно, лишь бы охотники не мешали друг другу дальними выстрелами и праздным шатанием.

Друзья! Позвольте друг другу спокойно и правильно охотиться на этих птиц! Хочется верить и надеяться, что хоть кто-то сделает выводы и предпримет шаги к правильной охоте на гусей.

Спасибо Тверской области и Алексею за теплый прием, спасибо матушке Природе за весенние трофеи. До новых встреч! А точнее – до осени!