Весна тревог и удивлений

О ВЕСНЕ

Приход настоящей, фенологической весны всегда желанная пора. Не бывает похожих весен – каждая весна индивидуальна и по-своему запоминающаяся. Но почему-то все больше и больше таких, которые заставляют как следует понервничать охотников, побеспокоиться. Вот и нынешняя не выдалась спокойной и размеренной и не сравнима с предыдущими.


Снежной выдалась прошедшая зима на Подмосковной Мещере. Обильный снег – к сильному половодью! Но зима долго не могла нацариться, и весь март и начало апреля продержала нас в метелях да морозах. Уже апрель на дворе, а снега все прибавлялось и прибавлялось. Апрель больше походил на февраль: перед домом сугробы выше человеческого роста, а в лесу и вовсе весной не пахнет. Словно отвернулась весна от Мещерского края. Вроде бы и грачиные стаи появились 14 марта, в обычные сроки, да и первые кучевые облака потянулись 19 марта.

Но с середины марта не покидало ощущение, что весна «закисает». Не было должного солнечного света, от которого снега начинают дружно таять, крепких оттепелей с ночными морозцами, от которых по утрам ложится крепкий наст. А была попросту хмарь – плотная облачность с пограничной нулевой температурой, сопровождавшаяся сырым снегом. К середине апреля снега на полях было с метр. Только к началу месяца, к Вербному воскресенью, забагровели веточки вербы. Обычно это происходит в первой половине марта, а уж к апрелю верба дает цветочные «барашки».

Первого апреля к вечеру, сразу же после обильного снегопада, у кормушки, что привешена к ореховому кусту, заприметил я парочку черных дроздов. Кругом снег, ни проталинки, холодно, а черные дрозды тут как тут, и нипочем им это апрельское ненастье. И я отметил для себя, что в природе должно что-то произойти особенное.

4 апреля появились стаи скворцов, зябликов, чечевиц, зарянок, трясогузок. Появились утки. В первые апрельские дни, не дожидаясь снеготаяния, активно пошли гусиные косяки.

И все же, несмотря на то что черные дрозды, зарянки уже прилетели, вечерние и утренние зори еще долгое время оставались молчаливыми.

Появление перелетных птиц в обычные для весеннего периода сроки, пусть и при полном снежном покрове и при отсутствии теплых солнечных дней, прямо говорило о том, что весна «оживает».

В ночь на 10 апреля случилась первая гроза, а 16 апреля выдался первый солнечный денек. 18-го прошел сильный ливневый дождь и крепко осадил снега. С этого дня, можно прямо сказать, весна очнулась. Очень необычно было видеть снежные сугробы, осознавая, что весна перешагнула свой срединный рубеж, и уже через какой-то десяток дней наступит май – пора цветения.

В связи с резко наступившим теплом так же резко началось половодье. За два дня к 21 апреля поля полностью освободились от снега. Вскорости земля, напичканная влагой, не принимала талые воды, и по полям образовались сильные разливы. В реках вода поднялась до максимальных отметок. Но следует сказать, что сильное половодье было на редкость коротким: быстро набрав полые воды, реки уже через 3–5 дней успокоились, заметно поубавив широту своего течения.

24 апреля воздух прогрелся до +25°. А еще три дня назад, стоя на вальдшнепиной тяге, где на полянке плотным ковром лежал снег, услышал я кукушку. Первый раз за все время наблюдений отметил я для себя кукование не только на голый лес, но и на заснеженный. Было такое ощущение, что птицы подгоняют весну – и эта столь ранняя кукушка, и те первые перелетные птицы после апрельского снегопада.

Внезапное тепло дало свои результаты. 26 апреля вышли майские жуки, а на березах появись листочки. Сокодвижение у берез, начавшееся лишь во второй половине апреля, к появлению первой листвы, тотчас ослабло. 1 мая зацвела черемуха, а 11 мая небо было наполнено стрижиным гомоном.

Так затяжная весна марта и первой половины апреля, серьезно отставая в своих обычных сроках, за какую-то одну неделю выдала полный набор природных явлений, характерных для этой поры. Более того, так «поспешила», что опередила саму себя во многих фенологических явлениях, приблизив их на неделю, а то и на две раньше положенных.


ОБ ОХОТЕ

Весенний охотничий сезон на Подмосковной Мещере в южных районах был открыт 14 апреля, а в северных – 21-го.

Большинство охотников открытие охотничьего сезона 14 апреля восприняли довольно скептически – кругом снег, реки и озера во льду, в угодья не пробраться, да и с тягой вальдшнепа не совсем понятно, есть она или нет.

Начало тяги вальдшнепа в Шатурском района было отмечено поздними сроками – 14 апреля. Хотя вальдшнепов уже 11–12 апреля вспугивали с обочин дорог. Возможно, позднее начало тяги в дальнейшем сказалось на ее последующей стабильности.

Из года в год замечаю, что хорошая тяга почти всегда приходится на период, когда еще много снега. Для вальдшнепа главное – хоть мало-мальски открытые участки земли за бровках полевых закраек, лесных дорог. Но в этом году было все иначе. И как только снег более-менее стал таять, обнажая землю, тотчас началась тяга.

Стабильность и ровность тяги нынешней весной говорит о том, что в первые полторы недели тянул исключительно пролетный вальдшнеп. Численность тянущих лесных куликов из вечера в вечер практически не менялась. Так, добыв двух вальдшнепов из восьми протянувших, на следующий вечер мы увидели на этом же месте вновь не менее 9-ти.

Нынешняя весна стала, наверное, одной из немногих, когда в течение двадцати выходов на тягу я так и не увидел столь ожидаемого охотниками «валового» пролета. Он попросту был «смазан» активностью в тяге пролетного вальдшнепа в течение десяти дней.

А вот уже со 2 мая численность тянущих долгоносиков резко спала, и за зорю уже можно было увидеть не более двух-трех птиц .

Наблюдая долгое время за этим природным явлением, я не пытался делать каких-либо выводов, но в эту весну вновь все подтвердилось. А именно полнолуние и тяга вальдшнепа. Как только луна входит в свою полную фазу полнолуния, так накануне за день и в последующие один-два дня происходит ощутимый спад активности тянущих вальдшнепов.

Конечно, мое предположение могут подтвердить (или оспорить) только специалисты, но личные наблюдения говорят о прямой зависимости этих двух явлений. Причем я долгое время не мог понять, почему при теплых, тихих, с «сырцой» после прошедшего дождя вечерах тяги вовсе не бывает. Пытался «списать» это на предстоящее изменение в погоде. Но увы, погода была стабильной. И только когда стал анализировать свои дневниковые записи, определил некоторую взаимосвязь тяги и полнолуния.

Глухариные тока в эту весну начались поздно. Пробраться к ним было сложно из-за отсутствия наста и глубокого снега. Самый пик глухариных токов пришелся на вторую половину апреля. В эту весну даже лист «в три копейки» не сбил активности токующих петухов. Так, посетив глухариный ток 10 мая, я увидел его в таком же ритме, что и во второй половине апреля. Причем ток посещали еще и глухарки.

В этом году вновь была открыта охота на глухариных токах на Подмосковной Мещере. Последние двадцать лет интенсивной эксплуатации лесных угодий с целью коммерческих охот и выпилка сосновых боров сильно сказались на численности глухаря на Мещере, поэтому все-таки целесообразней было закрыть эту охоту на некоторое время с жесткой охраной токов от браконьеров в весеннее время как со стороны охотинспекции, так и работников охотничьих хозяйств.

Тетеревиные тока на Подмосковной Мещере за последние десять лет вновь стали обычным явлением. Подзарастающие вырубки и поля – обычные места обитания тетерева. Помимо токов в десять-двадцать тетеревов, есть тока и поменьше. Теперь уже не в диковинку, проезжая в ранний утренний час на машине мимо поля, остановиться и, выйдя, послушать косачиное бормотание.

Охота с подсадной была, наверное, одной из самых успешных на Мещере. Полая вода дала большие разливы на реках и озерах. Не нужно было выезжать на какие-то дальние угодья. Многие мои знакомые охотники удачно поохотились с подсадной в полевых низинах, в горельниках, где мало-мальски в низинах и канавах сохранялась снеговая вода.

Весенний охотничий сезон 2012 года стал одним из немногих, когда последняя неделя охоты полностью пришлась на май. Рано распустившаяся листва, одев березы в изумруд первой зелени, несколько сбила охотничий настрой: было как-то непривычно стоять зорю на вальдшнепиной тяге, созерцая вокруг себя плотный ковер зелени.

О СРОКАХ ОХОТЫ И ОХОТНИЧЬЕМ БИЛЕТЕ

И еще один вопрос относительно весенней охоты – о ее сроках. В соответствии с новыми правилами весенняя охота вновь будет определяться десятью днями. И Московская область, как субъект федерации, сориентируются на федеральное законодательство об охоте, уменьшив сроки весенней охоты с 16 дней до 10. Хорошо это или плохо?

Отвечу на этот вопрос с учетом особенностей прошедшей весны. Если бы в этом году весенний сезон ограничивался десятью днями, то для многих районов Подмосковья это было бы сродни закрытию весенней охоты. Так, в южных районах Подмосковья открытие охоты пришлось на 14 апреля, когда большая часть охотников и не помышляла отправиться в угодья.

И лишь с 18–20 апреля угодья несколько оживились присутствием в них охотников. Вот и получается, что если бы 14 апреля охота открылась на 10 дней, то 23-го ее уже нужно было бы закрыть. Еще не забыты те времена, когда с открытием весенней охоты то слишком торопились, то слишком опаздывали, мучая и нервируя охотников.

Весна 2012 года дала понять, что сроки весенней охоты в 16 дней наиболее приемлемы, и их сокращение только внесет путаницу в открытие и организацию весенней охоты.

Сокращение сроков весенней охоты власти мотивируют отсутствием должной культуры охотника. Да глупость это! Таким способом культуру охоты воспитать нельзя.

Законодатели абсолютно не прониклись темой выдачи государственного охотничьего билета и не задали сами себе вопроса, что они делают, выпуская в свет такой закон. И что же получилось? Каждый, кто сегодня изъявит желание, может прийти в охотинспекцию и получить охотничий билет.

И никто у него не спросит об «особенностях национальной охоты», охотминимуме и культуре охоты и не напомнит, что весной нельзя стрелять по утиным стаям и бить рябчиков, нельзя выбивать токующих глухарей с тока, где их всего два, и стрелять по внезапно приземлившемуся на полянку вальдшнепу, так как это может быть вальдшнепиха. Государство документально подтвердило право этого гражданина на право охоты, и теперь дело только за малым – приобрести ружье.

Ну а получить платную справку о «медицинской пригодности» на право владением оружия большого труда не составит. А ведь охотиться он может и без ружья. С применением самоловов и сетей! И очень удачно. Вот и попробуй воспитай потом в этом охотнике культуру охоты!

Ведь государственный охотничий билет – это не что иное, как документально подтвержденное право человека на возможность заниматься охотой. А это право есть у человека с рождения, и никто его не вправе забрать, кроме государства. Так зачем же подтверждать еще раз уже имеющееся право? Пусть тогда и ГИБДД всем желающим, без учебы и экзаменов, раздает водительские удостоверения, а знания и культура вождения будет отслеживаться уже потом. Глупо? Еще как!

При выдаче государственного охотничьего билета необходимо проверить минимум знаний в области охоты. Приобретая охотничий билет, гражданин вместе с ним получает обязанность исполнять правила охоты, которые он должен хорошо знать и нести в охотничьи массы. Вот только тогда культура охоты вообще и весенней в частности будет у нас на высоком уровне.