К вопросу рационального использования ресурсов лося в Вологодской области

Рассмотрев факты, изложенные охотпользователями Вологодской области в открытом письме на имя Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации С.Е. Донского «Ох уж эти квоты» в Российской охотничьей газете, хотим внести ясность и разъяснить основные вопросы, возникшие при согласовании лимита добычи лося в Вологодской области на 2012-2013 г.г.

 

 

 

Коротко остановимся на данных по численности, которые официально поступили из Департамента по охране, контролю, и регулированию использования объектов животного мира Вологодской области (далее – Департамент Вологодской области).

Проанализировав поступившие материалы по динамики численности лося по отдельным охотхозяйствам и общедоступным охотничьим угодьям был сделан вывод, что они не могут являться достоверной величиной, т.к. не соответствуют реальному биологически научно-обоснованному приросту численности данного вида.

Так, например, приведенные темпы роста численности лося по 10 общедоступным охотничьим угодьям (ООУ) превысила прошлогодние показатели численности в среднем на 80%, а по отдельным ООУ как, например, в Кирилловском на 341% (численность выросла с 95 особей до 419 особей, при этом свойственная для обитания вида площадь увеличилась на 27%), в Бабушкинском ООУ рост численности по сравнению с прошлым годом составил 73% (численность выросла с 431 особей до 745 особей, свойственная для обитания вида площадь осталась без изменения). По 33 охотпользователям показатель численности лося вырос в 2012 году по отношению к 2011 году в среднем на 49%.

По отдельным охотпользователям, как, например, в ВРООО «Темино-Северное» на 102% (рост с 491 особей до 990 особей, свойственная площадь увеличилась на 32%) и т.д.

В целом по 43 охотничьим хозяйствам, включая и ООУ численность лося по сравнению с 2011 г. увеличилась на 54% (с 11692 особей до 17971 особей), в то время как квоты добычи по этим охотхозяйствам планировалось увеличить с 278 особей до 964 особей, т.е. на 247%.

Сведения об охотничьих угодьях Вологодской области, представившие сомнительные (завышенные) данные по численности лося приведены в таблице 1 Приложения.

Объяснить рост численности лося в Вологодской области за счет притока лосей из сопредельных территорий, граничащих с Вологодской областью субъектов РФ нельзя, т.к. проведенный в ФГБУ «Центрохотконтроль» анализ пространственного размещения лося на территории этих субъектов показал, что по учетным данным вних тоже наблюдается рост численности и, следовательно, откачевок лосей в учетный период не происходило (рис. 1 Приложения).

Откуда в отдельных охотничьих угодьях Вологодской области произошел резкий скачок численности установить не возможно. Единственно напрашивающийся вывод – недостоверные данные учета и как следствие завышенные квоты добычи.

Так же хочется обратить внимание на низкое качество представленных на согласование в Минприроды России материалов обоснования лимитов добычи лося. Так, например, сведения Департамента Вологодской области о половозрастной структуре, количестве добываемых в Вологодской области лосей и проценте освоения установленного в 2011 году лимита добычи лося не совпадают в разных таблицах, поэтому данные материалы можно оценить как недостоверные, а их анализ неудовлетворительным.

Кроме того, при проведении оценки соответствия лимитов и квот добычи лося нормативам допустимого изъятия охотничьих ресурсов, утвержденных приказом Минприроды России от 30.04.2010 года № 138 (в ред. Приказов Минприроды России от 20.12.2010 г. №554 и от 28.12.2011 №971) квота добычи лося была сформирована в случае, при котором её определение приводит к результату менее чем одна особь (нарушение п. 7 Порядка принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов и внесения в него изменений, утвержденного приказом Минприроды России от 29.06.2010 №228 (в ред. Приказов Минприроды России от 20.12.2010 г. №554 и от 28.12.2011 №971).

Так же следует добавить, что ФГБУ «Центрохотконтроль» не сообщал Департаменту Вологодской области численность лося, как утверждается в статье. Департаменту Вологодской области были сообщены лишь пересчетные коэффициенты, которые ежегодно рассчитываются в ФГБУ «Центрохотконтроль» по данным региональных троплений и доводятся до специально уполномоченных органов субъектов РФ.

Расчет численности охотничьих ресурсов производится в региональных специально уполномоченных органах самостоятельно. Анализ полученных оценок численности так же возлагается на специально уполномоченный орган.

Таким образом, письмо за подписью охотпользователей Вологодской области является попыткой давления на Департамент государственной политики и регулирования в сфере охотничьего хозяйства и объектов животного мира в частности - согласовать исходя из нереальных оценок численности необоснованное предложение по лимиту изъятия лося в предстоящем охотничьем сезоне.

Подобная ситуация порождает сомнения в эффективности и качестве исполнения Департаментом Вологодской области переданных федеральных полномочий в части осуществления мониторинга охотничьих ресурсов, который игнорируя научно обоснованными нормами биологического прироста численности лося представил на согласование явно завышенный лимит добычи, тем самым введя в заблуждение и руководство области и охотпользователей на публичных слушаниях по вопросу квотирования…

Приложение №1: Таблица 1. Сведения об охотничьих угодьях Вологодской области, которые представили сомнительные сведения о численности лосей в 2012 году

Приложение№2: Изменение численности лося в районах Вологодской области в 2012 г по отношению к 2011 г.

Для скачивания приложений № 1и 2 в формате MS WORD, нажмите СКАЧАТЬ (836Кб)