На черныша с чучелами

Осень раскрашивает и кружит листву. Сезон дождей укладывает траву на клюкву и делает болота труднопроходимыми.

Змейки готовятся зимовать. Караваны перелётных птиц уходят на юг. Высыпает вальдшнеп. Настала грустноватая пора, но и самая охотничья – сезон большой охоты.

 
 
 

Осень сбивает тетеревов в стаи, в которых они проведут зиму до весны. Пока не ударили холода, можно поохотиться на них классическим русским способом с чучелами. А уже потом, с выпадением глубокого снега пострелять на лунках. Для охоты с чучелами важнее всего найти удачное место и первым делом поставить шалаш.

 
 

Шалаш поставили в перелеске двух верховых болот подальше от гусиных мест, чтобы не мешать гусятникам, а они не мешали нам. Вышло 6 км по лесу и 3 км по болоту. Здесь черныши, как по расписанию, мотаются с болота на болото вечером и утром. В идеале надо было ставить хотя бы пару шалашей, но не хватило времени. Засекли точки на навигаторах. А то один раз ночью, очень долго искали, чуть было зорьку не потеряли. Пока строился шалаш, налетали небольшие стайки чернышей по 4-10 голов. Одну стайку интересно так гнала какая-то крупная хищная птица.

 

 

Когда шалаш выстоялся, пошли на охоту. Ночь выдалась тихая и звёздная. Медленным шагом к пяти утра были на месте. Торжественно водрузили три чучела на подчучельники и одно подобие чучела тетерева просто из чёрной тряпки сделали на мху. Расположились в шалаше. Еще по тёмному прокричали куропатки.

 

Тем временем рассвело. Ни ветерка, ни перелёта, ни бормотания и чуфыканья тетерева – вообще ничего. Полный штиль, как перед бурей. Только слышно падение листочков с берёз. Так и уснуть не долго, но зато красиво. Пошёл второй термос кофе и последние бутерброды. Вспомнились слова Л.П. Сабанеева из охотничьей монографии о тетереве-косаче: «когда перелет совершается непрерывно и охотник иногда не имеет времени не только выкурить папироску, но даже не успевает зарядить ружья, тогда она, бесспорно, бывает одним из самых приятнейших препровождении времени; согласитесь, что охотник много бы дал за удовольствие в какие-нибудь два часа свалить десятка два тетеревов, не говоря о неизбежных подстрелах и промахах, когда стреляешь из-за сучков или чересчур торопишься».

 

И чего им не летается? Они ведь здесь, рядом. Больше от скуки переставили одно чучело пониже, а одно пересадили на другое дерево. Ещё часок, и пойдём по очереди загонять тетеревов с края леса к шалашу.

По болоту загулял осенний ветер. Небо затянули облака. Со спины резкий нарастающий шум крыльев! Косач пулей проносится над шалашом, чуть не цепляя за дульные срезы. Уходит полукругом вдаль. Через несколько секунд проходят еще два. Рассаживаются вне выстрела. И к ним же присаживается тетёрка. Чуть левее выходит пятый тетерев. И…черныш присаживается в двадцати метрах от шалаша, замертво камнем падает на мох.

 

Заморосил дождь. Никита с Пашей отправились в загон в разные стороны. Я остался на посту. Через полтора часа вернулись. Подняли с клюквы несколько небольших стаек. Все стайки уходили не на шалаш.

 

Дождь усилился, прогоняя нас болота. Текила подошла к концу. Решили не ждать у моря погоды. Со скромным результатом, но вкусной добычей взяли курс к дому. Всю дорогу ливень.

 

Всем ни пуха!