По берегам Мологи

Город Весьегонск для охотника и рыболова – это не просто районный городок, а места, связанные с замечательной рыбалкой и увлекательной охотой вокруг Моложского плеса Рыбинского водохранилища.

Это моховые болота, сосновые боры, многочисленные реки, ручьи и заливы, лиственное многолесье, места обитания зверя, птицы и рыбы. Деревни по берегам затопленной Мологи – Мышкино, Пленишник, Противье, Стрелица, Глинское, Перемут, Никулино знакомы любителям природы, как места поимк рекордных щук, судаков, лещей, добычи трофейных лосей, кабанов, медведей, как места, не обедневшие охотой по перу.

Правобережье – это угодья Весьегонского районного общества охотников и рыболовов. На другом берегу – Уломское охотничье хозяйство военно-охотничьего общества. Воды Мологи «разделили» весьегонские угодья и Улому на Тверские и Вологодские земли. Вопреки сложившейся традиции открытия охоты на водоплавающую дичь, по команде сверху из МПР Вологда опередила Тверь, открыв охотничий сезон 11 августа, а на правом берегу охотникам пришлось ждать еще неделю. Насколько оправданно столь раннее открытие, конечно, на совести охотничьих чиновников, но за много лет охоты в окрестностях Весьегонска не припомню столь ранних сроков начала утиной охоты.
Августовские охоты по перу в Уломе для нашей компании вещь обычная, и вспомнить неудачные вылазки на утку в открытие сезона вряд ли удастся, однако в этом году близость угодий Весьегонского РООиР, а главное, недельное «опоздание» начала утиной охоты на тверском берегу позволили «проверить», насколько хороша охота у соседей за рекой.


Говоря о Вологодских угодьях, в прошлые годы богатых дичью и рыбой, нельзя не заметить, что сегодня они несколько обеднели, и лишь в Уломском хозяйстве ВОО, благодаря усилиям немногочисленного егерского коллектива и его руководителя Н.Г. Ларина, можно рассчитывать при некотором везенье на удачную охоту, как в доперестроечные годы.
Несмотря на то что несколько десятков лет назад охотхозяйство понесло территориальные потери, удалось сохранить «костяк» из нескольких опытных егерей-профессионалов, позволяющий проводить не только любые охоты со знанием дела, но и поддерживать численность всей местной дичи (а не только копытных и медведя) на приличном уровне.


Незаметно пробежала «уломская» неделя. 18 августа. Сегодня первый день летне-осенней охоты на утку в Весьегонском обществе охотников. Угодья общества составляют сто с небольшим тысяч гектаров. Потери за последние годы «передела» российской охоты, которые понесло общество, несколько больше: 140 тыс. га отошли в частное пользование. Про общедоступные угодья в здешних местах слышать не приходилось, видимо, как и в столичном регионе ОДУ (прежние УОП), это очередная фикция областного охотничьего департамента.


Теперь об охоте. Мы были приятно удивлены не только хорошо подготовленной охотой, но и наличием дичи. Вопреки сложившемуся мнению, что в районных обществах охотников угодья бедные, утки было много. В основном летала кряква, и взять за пару выходных дней с десяток голов не составляло труда даже слабому стрелку. Следует отметить, что Рыбинское море, как уважительно называют местные жители водохранилище, водоем непредсказуемый. Поднимется ветер, разгонит волну, побегут пенные «барашки», и даже на солидной лодке выйти в море редко кто решится. В этом случае у егерей общества подготовлены шалаши в тихих укромных заливах, куда можно добраться на своей машине или транспортом хозяйства, когда нет уверенности, что традиционные 100 граммов (а возможно и более) «на кровях» или за открытие охоты еще не окончательно «покинули» охотника. А крепкий ветер гонит с открытой воды утку в укрытие, и в такие, казалось бы, ненастные дни вечерние зори особенно добычливы.
В обществе достаточно удобно можно разместиться на ночлег, а главное, помимо охоты, интересна и организованная трофейная рыбалка. Только не забудьте запастись глубоководными воблерами для троллинга: глубина затопленной Мологи местами более десяти метров.


Если охотничья или рыболовная вылазка продлится больше двух-трех дней или предполагается повторный выезд в угодья Весьегонского РООиР, то наш совет: станьте членом местного общества, тогда сезонная путевка обойдется вам в символическую сумму, хотя и для «чужих» охотников стоимость сезонки весьма гуманная.
Немного о поведении уток. В том, что охоту открыли рано и попадались хлопунцы, нет ничего удивительного, главное не забыть охотничье правило: бей птицу на лету, а зверя на бегу, что, к сожалению, соблюдается не всеми охотниками. На вечерке (а это я заметил еще прошлой осенью) утка шла большей частью без предварительного облета, сходу снижалась и резко «падала» в место кормежки, чем затрудняла стрельбу, особенно когда пасмурная погода плотной облачностью «гасила» подсветку заката или утка шла с темной стороны. Что это? Случайность или выработанный под прессом охоты инстинкт самосохранения?


Как всегда, удивил Департамент охоты МПР, обозначив сроки охоты на водоплавающую и болотно-луговую дичь до 31 декабря и лишив общества охотников устанавливать дни покоя, что всегда считалось необходимым условием сохранения дичи в угодьях. То что под топор лесорубов попадают глухариные тока, сегодня мало кого удивляет, а необходимые согласования заготовители древесины чаще всего считают ненужной формальностью.


Если несколько лет назад всех пугали птичьим гриппом, то сегодня все более «серьезно». Появилась африканская чума свиней, и, как всегда, виноваты дикие кабаны, снизить поголовье которых чиновники поручили обществам охотников силами штатных егерей с обязательным анализом отстрелянных животных и их утилизацией. Данное мероприятие далеко не дешевое, и возлагается оно на скудный бюджет охотничьих обществ. Естественно возникает вопрос: а может быть, средства на данное мероприятие были выделены и кем-то придержаны? А если нет, то Росохотрыболовсоюз должен поднять вопрос о выделении необходимых сумм на данное мероприятие и компенсации обществам и охотничьим хозяйствам за неполученную прибыль от реализации предполагаемых охот на кабана (как это делается при потере урожая сельхозпроизводителями).
Совершенно непонятен запрет привлечения к отстрелу «чумных» кабанов охотников-любителей, хотя возможно, это коснулось не всех регионов. Думаю, нашлись бы желающие, оплатив по разумной цене организацию спортивной охоты, поохотиться на кабана без боязни штрафа за отстрел свиньи или промаха, получить удовольствие, фото с добытым секачом и при этом пополнить кассу районного общества или хозяйства и помочь исполнить возложенное на охотпользователя обременение.


А теперь предлагаю охотникам ответить, почему при высокой численности лося на угодья более 100 тысяч га выделено лишь 22 лицензии, а охота «на реву» закрыта?..
После знакомства с угодьями Весьегонского РООиР, а главное – с людьми, которые еще не забыли значения слова охота, наша команда приняла твердое решение: с первым снегом – на загонную охоту в Весьегонск!