На копытных загоном

Любая охота, а тем более коллективная, требует от охотника не только неукоснительного выполнения правил загонных охот, но и уважительного отношения к товарищам по охоте и организаторам загонов. И здесь не стоит вспоминать о высоких рангах и былых охотничьих заслугах и успехах. Не нужно стесняться задать егерю вопрос и не обижаться на сделанное дельное замечание.


 

Неважно, на какую дичь проходит загон, пуля или картечь в стволах у стрелка, меры безопасности должны быть одинаковы. Под выстрел, о чем просто думать не хочется, не должны попасть не только загонщики и охотники на номерах, но и собаки, участвующие в загоне.

Загонные охоты на копытных в приписных охотничьих хозяйствах не требуют от охотников навыков следопыта. Главное, правильное поведение на номере, умение стрелять, охотничья этика и некоторые, незначительные, на первый взгляд нюансы, от которых порой зависит успех охоты.

Правила поведения на коллективной охоте прописаны в охотминимуме, и такие нормы, как не стрелять по линии стрелков, заряжать ружье только на номере, разрядить оружие при подходе загонщиков, обозначить свое место на номере стрелку слева и справа обычно помахиванием руки, не сходить с номера при любых ситуациях до команды «отбой!», стрелять только по ясно видимой цели – аксиома, не требующая разбирательства.

Зверь замечает любое движение. Стойте на номере тихо и неподвижно. Излишне не вытаптывайте снег и без нужды не обрезайте ветки кустов. Бывает, что лучше сдвинуться на два-три шага, главное, чтобы за спиной у охотника было дерево или другая растительность. И категорически не советую пытаться подставиться под ход зверя, что не только оказывается бесполезным, но и может испортить весь загон; лоси или кабаны отвернут от стрелковой линии, и стараний загонщиков не хватит, чтобы вернуть их к номерам.

На коллективной охоте часто приходится ходить в загон. Чтобы выдержать линию загонщиков, необходимо постоянно и громко кричать, слушать загонщиков слева и справа, двигаться всем неторопливо, не обходить «крепкие» места. Желательно иметь компас для соблюдения направления загона; если стронули зверя с лежки, дайте команду «пошел!» и усильте интенсивность гона.

Соблюдение правил охоты, поведения, взаимовыручка и охотничья этика, как не стрелять по зверю, идущему на соседний номер, поочередное участие в загонах, участие в выносе добычи из леса, посильная помощь в свежевании зверя, должны восприниматься не только с пониманием, но как неотъемлемая составляющая любой загонной охоты.

По белой тропе, когда нет уверенности, что егерь – знаток своего дела, или закралось сомнение в его добросовестности, полезным будет перед загоном проверить наличие зверя в окладе. Посчитать входные и выходные следы дело недолгое, чем расставлять стрелков, заводить загонщиков и гнать «пустышку».

Если и пользоваться оптикой, то желательно специальной, предназначенной для загонных охот, с широким углом обзора и малой кратностью. Фото: Антона Журавкова 

Конечно, можно считать себя опытным охотником исходя из количества отстреленных зверей, но многочисленные трофеи на стенах коттеджа – далеко не гарантия, что их добытчик в состоянии определить направление хода зверя, когда снег пушист и рассыпчат и нет четкого отпечатка копыта лося или кабана. И в глазах профессионалов такой охотник в лучшем случае будет выглядеть только стрелком.

Направление хода зверя по белой тропе определяется поволокой (поволок) и выволокой (выволок).

Выволока – вынимая ногу (копыто) из ямки следа и занося ее для следующего шага; зверь выволакивает из ямки часть снега и распахивает снежную поверхность по направлению своего хода, а так как нога поднимается постепенно, на снегу остается черта от выхода из ямки до тех пор, пока нога не поднимется над поверхностью снега. Черта у выходной стенки ямки следа при рыхлом снеге бывает нередко шире самой ямки, а затем сужается, превращаясь в черточку. Края выволоки неровные, рваные, и выброс снежного крошева указывает направление хода зверя.

Поволока – след от опускании ноги зверя, начинается тонкой чертой, по мере опускания ноги расширяется. Образуется ровная полоса шириной в копыто, более узкая, чем выволока.

При глубоком снеге выволока и поволока иногда соединяются, но обычно между ними остается промежуток. Если снег глубок, а промежуток велик, это указывает на осторожный ход зверя, почувствовавшего опасность.

Когда достоинство добычи оговорено: пол – размер – возраст, охотнику следует помнить, что обычно группу лосей возглавляет старая корова, а замыкает стадо бык. Так что при желании взять трофейный экземпляр поспешный выстрел следует исключить и сохранять неподвижность на номере до появления желанной цели.
Примерно в том же порядке перемещается под гоном и кабанье стадо, но, в отличие от трофейного быка, заслуживающий внимания секач ведет себя много осторожнее. Да и многочисленность кабаньего стада чаще всего способствует обнаружению номера охотника, а почувствовав опасность, старый кабан, бросив стадо, отворачивает от стрелковый линии назад, в загон, порой даже не перевиденный стрелком.

В лесу направление ветра не имеет решающего фактора, так что ставить номера следует на проверенных лазах зверя, а гнать по ветру, против или поперек, особого значения не имеет. Главное, не подшуметь зверя при расстановке номеров и захода загонщиков на начало гона.

Убойные места лося, кабана и оленя – передняя часть туши. Конечно, выстрел по шее, хребту или в затылочную часть за ухом уложит зверя наверняка, но вероятность, что пуля не окажется там, где нужно, весьма значительна. Так что от подобной стрельбы разумнее отказаться.

Не менее важно, если зверь не лег перед номером, определить степень ранения, чтобы правильно организовать добор подранка. Верный признак попадания, кроме крови, клочки шерсти – стрижка: длинные волосы указывают на попадание в верхнюю часть туши, а светлые и короткие – по ногам. При попадании в ногу, переднюю или заднюю, обычно много алой крови, хотя после выстрела зверь может вначале лечь, а затем пойти, причем весьма ходко.

Верный признак попадания, кроме крови, клочки шерсти – стрижка: длинные волосы указывают на попадание в верхнюю часть туши, а светлые и короткие – по ногам. Фото: Антона Журавкова 

Если пуля попала в грудь, но не навылет, и задела внутренние органы, зверь приподнимает переднюю часть корпуса и идет тяжело; крови при этом мало, и она темного цвета.

При ранении в кишечник зверь горбатится, кровяные выделения незначительные, почти черные, часто с вкраплениями переработанной пищи. Если кровь по обе стороны следа, рана сквозная. Наиболее тяжелыми считаются раны, когда пуля, пробив тушу зверя, остается под шкурой; обильное внутреннее кровотечение не даст уйти подранку далеко. Если кровь по всему следу разбросана темными кусками, это признак очень тяжкого ранения: кровь у зверя пошла горлом, т.е. повреждены органы грудной клетки.

Раненый зверь часто ложится, чтобы поднабраться сил и остудить рану. По следам на лежке можно уточнить место ранения. Следует обратить внимание, как зверь ставит ноги, разводит ли копыта, не волочит ли ими по снегу, насколько ровен ход. Следы крови на кустах укажут высоту положения раны.

Нужно обращать внимание и на другие следы ранения зверя, но, независимо от степени раны и поведения подранка, спешить с добором не следует. Разумнее дать зверю время успокоиться, залечь, чтобы правильно организовать новый загон, хотя часто случается, что подранок уже дошел.

Если у вас гладкоствольное ружье, с которым много охотились по птице, и имеется достаточный стрелковый навык, то охотнику, чтобы вскинуть гладкостволку точно на цель, правильно совместив мушку и прицельную планку, потребуются доли секунды. Так что, допустив зверя до верного, умелому стрелку ничто не помешает отправить пулю строго по месту.

Немного по-другому обстоит дело, когда в руках нарезной ствол, стрельба из которого предполагает абсолютно правильное и точное совмещение целика и мушки, что даже при определенном навыке сделать быстро не всегда получается. Требуется определенная «поправка», после того как карабин оказался в плече.

В этом случае предпочтительнее, конечно, если позволит сложившаяся ситуация, заранее вложить приклад в плечо и проверить прицельную линию. Делать это следует, когда зверь не видит охотника, проходит за деревом или кустами. То же можно посоветовать и владельцам гладкоствольного оружия, без большого навыка стрельбы или взявших в руки малознакомое ружье.

Оптика на загонных охотах требует от стрелка дополнительного внимания. Точность выстрела, конечно, обеспечена, но, казалось бы, за простотой прицеливания скрыты определенные «подводные камни».
В некоторых случаях – выстрел на очень близком расстоянии, грязь или снег на линзе, запотевание окуляра… – может не произойти точного попадания.

Не всегда добрую службу сослужит прицел и при стрельбе, когда зверь на ходу, через оптику, даже не очень большой кратности, совсем непросто заметить ствол дерева в десятке метров от номера, который так некстати оказался на пути пули.

Если и пользоваться оптикой, то желательно специальной, предназначенной для загонных охот, с широким углом обзора и малой кратностью. А прицелы стандартных характеристик лучше использовать на относительно чистых местах, что в большинстве случаев и происходит на загонных охотах, на номера на краю поля ставят владельца карабина с оптическим прицелом.

Возможно, следует отдать предпочтение коллиматорному прицелу, который часто с успехом используют на гладком и нарезном стволе.

Но еще оптика таит в себе опасность потери контроля над направлением стрельбы. Когда охотник, сопровождая через прицел ходко идущего зверя, выгадывая момент для точного выстрела, незаметно для себя может выйти из сектора безопасной стрельбы. Но независимо от того, какое оружие в руках у охотника, штуцер, карабин или гладкостволка, начальная энергия пули у среза ствола должны быть не менее 3500 Дж., если предстоит охота на лося или крупного кабана.

Направление хода зверя по белой тропе определяется поволокой (поволок) и выволокой (выволок). Фото: Антона Журавкова 

И не надо забывать, что задача охотника – произвести не только точный выстрел, но и по возможности сделать его «легким». Нельзя назвать заслугой стрелка выстрел по зверю на ходу, когда был упущен момент, отправить пулю по остановившемуся сохатому или кабану.

Где была ошибка охотника? Чаще всего в неосторожном или несвоевременном движении на номере, когда поднятие ружья к плечу происходило на виду у зверя. Стрелок не воспользовался ситуацией, чтобы выполнить это движение, когда зверь был закрыт от него растительностью.

Зарядив ружье на номере, следует заранее снять его с предохранителя и держать оружие в полуготовности в сторону зоны предполагаемой стрельбы. Обычно это когда цевье лежит на согнутой в локте левой руке, а правая на шейке ложи с указательным пальцем на спусковой скобе в районе спускового крючка.
Значительно разгрузит руки и позволит иметь ружье в относительной готовности к выстрелу ружейный подвес – давно переставший быть новинкой, в виде обшитого кожей широкого плоского крюка с ремнем через плечо или шею охотника.

Из другой амуниции, помимо одежды, – легкой, в меру теплой, отводящей влагу, не шуршащей по веткам и хвое, позволяющей быстро вскинуть ружье, без звенящих застежек и наличия нескольких карманов для разных патронов, можно упомянуть: навигатор, дальномер, охотничий нож, трость-сидушку, а возможно, и «экзотический», в условиях российских охот, телескопический упор для карабина.

Патроны в карманах не должны греметь, можно подложить носовой платок или тряпочки, но в то же время они должны быть доступны для быстрой перезарядки ружья; кроме этого, следует не забыть «обеззвучить» антабки.

Можно давать еще множество советов для успешной зверовой охоты, но лучший советчик – собственный опыт, так что готовьте патроны, ружье, и – вперед, на охоту за лосем, кабаном или оленем, с надеждой на то, что загонная охота останется доступной для рядового охотника.

Что еще почитать