По чернотропу
Немного отступлю от своей истории и поведаю как всё начиналось.
Догуливал я оставшуюся часть отпуска в Самарской области в ноябре, у двоюродного брата. Второй год пытался подгадать отпуск так, чтобы из трех недель отпуска, а значит охоты, захватить неделю по чернотропу, а неделю потропить.
Но пока почти вся охота проходила без снега. Так как это был у меня второй сезон охоты на зайца, то по сравнению с прошлым годом, я уже более уверенно себя чувствовал в плане поиска предполагаемых мест лёжек русаков.
Тем более, прошлый сезон был для меня весьма удачен. Поэтому мы с братом, а он в заячьем деле далеко не новичок, были полны сил и уверенности в нашем скором успехе.
Но оказалось не так всё просто. Все типичные места встреч с зайцами на лёжках оказались не у дел, т.к. в сентябре были сильные пожары и они оказались почти все выжженными. Но мы не теряли надежды и отмеряли ногами километры.
Иногда, попутно, поднимали куропаток, сильно запаздывающих к отлету перепелов, раз видели стаю уток. Утки были настёганы выстрелами, поэтому все время настороже, не подпускали нас даже на 100 метров. Ну, а куропаток, всё-таки, пару штук добыли. Но главной загадкой были для нас зайцы, куда они девались?
На третий день охоты выжловка выгнала из кустов зайца, который устроил лежку в низине, около ручейка в кустах. Лежка была в очень сыром месте, чем этот ушастый нас весьма удивил. Русак, не видя нас, залетел на холм и пронесся мимо нас в 20 метрах.
Но ружья в этот момент были у нас за спинами, не поверили, что русак может с болотца выскочить, поэтому стреляли уже вдогонку, лишь напугав его.
Потом были ещё два дня охоты, где был поднят в траве один заяц, так же ускакавший невредимым. За всё это время были пройдены все места возможных лёжек зайцев, оставалась лишь пашня. Брат говорил, что зимой это любимое заячье место для лёжки. А опыт прошлого года говорил, что пока снега нет, русаки там почти не ложатся. Хотя сами понимаете, раз на раз не приходится.
И вот мы зашли на пашню. Пройдя 50-60 метров от края, мы увидели рванувшего от нас зайку. Поднялся он далеко, поэтому проводили его взглядом. Через две минуты поднимаем ещё одного, он ближе ко мне. Вскидываю ружьё, стреляю, есть!!!
Вот и разгадка заячьей науки на этот год. Сидят, в основном, на пашне. Приятно нам было с братом осознавать, что путем настойчивого прочёсывания угодий, нашли некоторую закономерность в их размещении. Русак в рюкзаке. И, что самое интересное, ноша не тянет! Хотя позади 7 часов охоты и 11 километров до дома пешком.
Перешли на другую пашню, держим курс в сторону дома. Поднимаем там здоровенного русака. Заяц ближе к брату, он стреляет, ещё раз - мимо. Но не так обидно, ведь мы знаем, где теперь их искать! Через день мы в этих же местах, все пашни в нашем маршруте. Но нет зайца!
Сошли с пашни в траву. У меня проскочила мысль, что это хорошее место для лёжки. И боковым зрением замечаю русака, выбегающего на дорогу.
Стреляю два раза, мимо, брат тоже выстрелил. Но замечаем, что заяц бежит медленно. Через двести метров он останавливается от бессилия около обгоревших кустов, которые сплошняком покрывали часть низины около дороги.
Видно, как он с трудом туда забирается, ещё момент и мы теряем его из виду. Бежим туда. Там сплошная гарь...
С трудом протискиваемся сквозь кусты, пытаясь увидеть следы на земле, на пепле. Получасовые поиски результатов не дали. На душе неприятный осадок, зря загубленное животное. Теперь уж наш раненый косой верная добыча лис.
Тут уж мы в полной мере ощутили досаду от того, что именно в этот день не взяли выжловку с собой. Это был бы звездный момент для неё.
И вот другой день, мы снова в этих местах, уже пройдены многие пашни. Подходим к месту, где от нас ушел раненый заяц. И, вдруг, я вижу там русака! До него метров восемьдесят. Видно, что и он меня заметил, стал еле-еле уходить. Но гончак ведь с нами!
Подбегаю к месту, где видел зайца, подзываю собаку, пытаюсь навести на след. Но собака не чует! Везде гарь. Я не верю в это, ведь следу не больше минуты. Нахожу даже отпечаток следа на пепле, но Шельма проходит по следу два-три метра, начинает чихать, фыркать.
Понимаем, что собака бессильна. В её чутьистости сомнений нет, но тут она нам не помощник.
Пытались в течении часа выгнать из кустов зайца, но не получилось. Теперь мы с братом не сомневались, что это мой подранок. Пожелали ему поправляться и пошли дальше.
С пашни срывается русачок, метрах в семидесяти от меня. Шли с братом тихо, не болтали, но видно нервы у ушастого не выдержали. Значит заметил нас давно. Собака погнала его, но через 15 минут вернулась, скололась.
Были и другие охоты, но удача была не на нашей стороне. В одну из них подшумел я лису, которая спала в кустах. Сначала я услышал треск, замер, в уме проскочила мысль, что там ломится здоровенный кабан. Испугался немного, не скрою. И вместо того, чтобы подбежать к кустам, я стоял как истукан.
Лиса выпрыгнула из кустов и рванула в соседние, которые были через дорогу. А они переходили в овраг. Я выстрелил два раза. Она выскочила из них обратно на дорогу в тридцати метрах от меня и побежала прочь. Вот где бы полуавтомат!
По первой пороше
Оставалось совсем немного времени до моего отъезда, а снега всё не было. А так хотелось применить на практике знания, полученные из книжек. Сдвойки, спрыжки, подъём русака.
В том году тоже снега не дождался, была затяжная осень. Снег пошёл тогда в день моего отъезда, когда брат провожал меня на вокзале. В этом году всё повторяется.
День отъезда в столицу, поезд после обеда. В семь утра будит брат и говорит, что выпал снег. Пытается меня поднять на охоту. Но я не в настроении, всё-таки разлука с родными людьми оставляет свой след. Ссылаюсь на несобранную сумку и прочую ерунду. И ещё сильнее закутываюсь в одеяло.
Брат будит уже в девять часов, почти за шкирку выдёргивает из кровати. Уговаривает (!) меня сходить на охоту, за поселок, на часик.
Сам он не может, так как ремонтирует машину, чтобы отвезти меня на вокзал. Я с кислой миной одеваюсь. А он говорит, что охотничья удача - это такая штука, что я запросто могу придти через час домой, но уже с зайцем. Тем более пороша мне на руку.
Я конечно киваю в знак согласия, но в свою удачу на сегодня не верю. Да и что за невезуха, как день отъезда, так зима приходит!
Беру ружьё, кладу в карман четыре патрона и выхожу со двора. Было одно место на примете, недалеко от посёлка, где иногда видели с братом зайцев. Через двадцать минут я на месте. На улице красота, всё белым бело. А на душе тоска, через 5 часов буду уже в поезде.
Следов я не обнаружил и собрался было в сторону дома. Но вспомнил, как неделю назад, в этих местах, подошел ко мне мужик.
Он проезжал мимо с сыном на мотоцикле, везли что-то по хозяйству. Он сказал, что тоже охотник, поинтересовался успехами. А поведал он мне вот что. Мол заяц тут есть, много. Но как встанет лёд на болоте, а оно недалеко, то зайцы на лежку все туда бегут в камыши. Вот там их и надо искать. А болото метрах в четырехстах от нас, а за ним окраина поселка.
Не поверил я ему тогда, подумал, что уводит от хороших мест. Ну, а сейчас решил проверить его слова, всё равно в ту сторону, да и пороша все покажет.
Какого же было моё удивление, когда я увидел след русака в сторону болота! Сразу вспомнилась литература и советы брата по троплению.
Иду в стороне от следа, не затаптываю. И вижу, как след заходит на лед болота. Всё как на ладони. Троплю. Вот и первая сдвойка, а вот и спрыжка. Весь во внимании. Сердце стучит. Мысленно благодарю брата, что поднял меня на охоту.
Ещё сдвойка, еще спрыжкаг потеют ладони от волнения. Тут уж я помню, что если пошли сдвойки, то лежка рядом.
След пересек все болото, а оно не маленькое, и ведет к поселку. След вышел из болота и зашел на гарь. Опять гарь, признак неудачи, пронеслось в голове.
Торчат лишь пятисантиметровые огарки когда-то двухметровых камышей. Но снег помогает различить третью сдвойку. Но я растерян. До дороги по краю поселка осталось метров семьдесят, по ней ездят иногда машины. Чувствую, что лёжка где-то рядом, но ведь тут шумно.
Пищит телефон, брат прислал смс, интересуется успехами. Пишу ему, что весь в процессе распутывания следов. По спирали отхожу от третьей сдвойки, где же спрыжка?
Нашел след как по книжке, на кочке с горелой травой, метрах в трех. След завернул обратно в болото, в сторону остатков камышей, метрах в сорока от меня. Есть подозрение, что он где-то там.
И вот свершилось, заяц вылетает с лежки, метрах в тридцати от меня. Вскидываю ружье, стреляю. Результата сразу не вижу, так как заяц скрылся за крупной болотной кочкой. Подбегаю, вот он красавец, лежит. Я рад неимоверно, ведь это первый заяц, которого я взял по пороше.
Пишу брату смс, что уже возвращаюсь, с трофеем. На крыльях дошагал до дома, брат уже встречает с весами и фотоаппаратом. Русак оказался на пять килограмм сто грамм. С момента выхода из дома до моего возвращения прошло полтора часа. Как был прав брат про охотничью удачу!!!
Под конец моего рассказа, хотелось бы поблагодарить того охотника, который подсказал мне, где искать зайцев. А ведь подумал в начале нашего знакомства про него плохо. Стыдно... перед собой.
Не перевелись, оказывается, люди, которые всегда подскажут молодому охотнику, где, как и кого искать. Который так и останется в моей памяти в облике доброжелательного, отзывчивого и бескорыстного охотника из русской глубинки, имени которого я даже не знаю. Спасибо ему, долгих лет и крепкого здоровья!!!