Лосиный фестиваль

Утро выдалось морозное. Столбик термометра опустился почти до 20 градусов. Мы расселись по машинам и выехали в сторону угодий. Солнце только начинало золотить верхушки деревьев, а мы уже расставлялись на номера, глядя сквозь морозную дымку на лосей, отбегающих в сторону загона.

И хотя угодья были знакомы по прошлым охотам, ожидание рождало некоторое волнение. Морозный ветерок неприятно щипал лицо. Я не особо рассчитывал, что лоси пойдут на меня, поскольку стоял почти на краю деревни, но, чем черт не шутит, загон-то идет в мою сторону.

Первые два молодых лося вышли на опушку и двинулись прямиком на соседний номер, и я, будто в замедленном кадре, смотрел, как сначала упал один из них, а через какое-то время и второй. Как Игорь добивал подранка, а потом к его выстрелам присоединился еще один охотник, хотя надобности в этом явно не было. В результате канонада стояла такая, как будто на прорыв пошло сразу целое стадо.


В который раз охотничья страсть взяла свое. Перед началом охоты нам объявили, что лицензий на молодых животных нет, поэтому в случае их добычи платить придется, как за взрослого лося. Все согласились с тем, что в первом загоне стреляем только взрослых животных, а потом посмотрим… Но кто больше всех об этом говорил, тот первый и начал стрелять. Но обвинять его никто не пытался. Трудно удержаться от выстрела, тем более что трудно было понять, взрослые это лоси или совсем молодые, – сравнивать было не с кем.
А загонщики продолжали двигаться справа налево и уже практически вышли из леса. И тут в прогале между кустов появились два лося. Они остановились и долго смотрели в строну идущих людей, а потом побежали к линии стрелков.


Корова и не отстающий от нее бык выбежали прямо на меня. Я замер. Карабин – на руке. Любое движение – и звери свернут в сторону. Белый маскхалат на какое-то время делал меня невидимым. Какая же «махина» лось, особенно если он бежит на тебя и кажется, ничто не может его остановить. Когда между нами оставалось каких-нибудь метров 50, корова, а она бежала первой, увидела меня и, чуть свернув в сторону, перешла на галоп. Раздумывать уже было некогда, и я вскинул карабин к плечу.


Уже много лет, выезжая на загонные охоты, я снимаю с карабина оптический прицел. Во-первых, когда-то он сильно подвел меня, сыграв на разнице температур. А во-вторых, большая редкость, чтобы на загонных охотах приходилось стрелять слишком далеко. И не разу не пожалел об этом.


После выстрела лосиха рухнула как подкошенная (как потом выяснилось, пуля перебила ей хребет), и я спокойно перевел ствол в сторону бегущего за ней быка. И тут сработала привычка стрелять на утиных и гусиных охотах из полуавтоматического ружья. Лось был на убойной дистанции, а карабин не стрелял – я забыл передернуть затвор. Пока я дослал патрон в патронник, пока прицелился, до лося уже было метров 120. Я произвел выстрел. Но зверь продолжил бег, и следом за мной выстрелил и соседний номер. Бык ушел на другую сторону загона, а через несколько минут вышел на номера, стоящие на другой стороне, и оттуда донеслась стрельба. Сегодня был не его день.


Вы можете сказать: как же так, добыли лосиху, разве так можно? Можно… Уже шестой год охотясь в угодьях Ярославской области, я сталкиваюсь с тем, что стреляю здесь и коров, и телят, и трофейных зверей. И численность зверя не становится меньше. Я могу понять небольшие хозяйства, которые беспокоятся о поддержании численности лося и запрещают добывать коров. Но когда угодья большие, зверя много да еще через область проходит миграция лося, необходимо отстреливать как самцов, так и самок. Иначе может произойти то, что уже случилось с лосем в ряде охотничьих хозяйств других областей. В погоне за трофейными экземплярами в течение нескольких лет добывались в основном крупные быки с роскошными рогами. В результате их поголовье было настолько снижено, что сейчас коров покрывают молодые быки. А это приводит к рождению слабого потомства. Уверен, что и вам на охотах на реву не раз приходилось сталкиваться, когда на зов выходил огромный бык с большими рогами, но всего на два отростка. Или я не прав?.. Все должно делаться в меру, и контроль не должен быть только на бумаге.
Особенно я порадовался позиции охотоведа Алексея. Когда после первого загона выяснилось, что лицензий больше нет, но охотники стали к нему подходить с предложениями продолжить охоту, мол, «свои люди, в долгу не останемся». На что он очень четко сказал: «Да я сегодня всю ночь ловил браконьеров. А сейчас сам пойду охотиться без бумаг? Да зачем мне это надо? Я когда утром угодья объезжаю, столько лосей вижу – что же мне, всех их бить? Если я так буду делать, то у меня тут вообще зверя не останется».
«Респект и уважение», как говорит один из моих друзей.


А вообще за этот охотничий день шесть бригад охотников, которые участвовали в Шестом ежегодном фестивале загонных охот, который в простонародье носит название «лосиного фестиваля», было добыто 17 лосей. Кому-то повезло больше, кому-то меньше, но отстрелялись все бригады. Кто-то был ограничен количеством лицензий, для кого-то этой проблемы не было… Но, как показатель богатства лесов Ярославской области, а особенно хозяйств, расположенных недалеко от Угличского водохранилища, это количество зверя, которое добывается здесь ежегодно.