Вот сейчас, ещё чуть-чуть пройдём – и должна послышаться песня. Во всяком случае, в прошлом году мы услышали её во-он от того камушка... Подходим, прислушиваемся – так и есть, вот он, старый знакомый! На самой грани слуха слышатся щелчки глухариной песни. Здравствуй, наш Нежданный ток, здравствуйте, красавцы-глухари!
С 30го апреля по 8е мая мы с моей супругой Иришкой охотились в средней Карелии, в привычных нам угодьях. В планах было продолжить исследования найденного нами тока, названого Нежданным, а также видеосъёмка глухарей и, наконец, мы хотели взять на току одного петуха.
Однако, после заброски мы убедились в том, что снега в лесу ещё предостаточно, что сильно затрудняло поход к Нежданному, да и на самом току нам было бы весьма нелегко.
Природа дарила нам фантастически красивые картины в акварельно-пастельных тонах, ласкавшие глаз удивительно мягкими, нежными красками. Слышались звуки капели, легчайший шелест тающего льда и радостное, исключительно весеннее щебетание птиц. Весна была буквально разлита в воздухе, она виделась, слышалась, вдыхалась и впитывалась через кожу, заставляя разостно биться сердце.
Немного времени в запасе было, поэтому мы решили провести пару дней в базовом лагере, чтобы поохотиться на уток с чучелами и манком. Надо сказать, что поохотились мы успешно, взяли трёх кряковых селезней, отлично пошулюмничали.
Тем временем снег стремительно таял, а наше нетерпение уйти на ток всё росло. В конце концов, мы собрались и отправились в путь. Решено было разбить лагерь на прежнем месте – в замечательном светлом сосновом бору. Бор обеспечивал нам любое количество отменных сухих сосновых дров, а протекавший в сотне метров по краю болотца ручеёк снабжал нас превосходной водой. В этот раз мы прихватили с собой просторный тент и оборудовали настоящую спальню с отменным ложем из напиленных брёвен сушины и роскошным панорамным видом.
Для того, чтобы максимально точно описать первые впечатления от встречи с током и от охоты, с которой мы решили начать, приведу выдержку из своего путевого дневника. Пусть и немного сумбурные, но эти заметки сделаны «по горячим следам»...
«Во время сегодняшнего подслуха глухари устроили натуральный «танец с саблями» - сплошные подлёты, перелёты, крэканье, попытки запеть... Один глухарь пришёл ко мне пешком – метров на 7. Посмотрел на меня с интересом, склонив на бок голову,развернулся и гордо ушагал обратно. В целом – ток так-же «многолюден», как и прежде, всё так-же приходится петухам активно бороться за внимание самочек (численный перевес не на их стороне), в отличие от подвыбитых токов.
...
Сейчас скоротаем ночку и пойдём наслаждаться утренним током, а заодно – искать место для видеосъёмки. Уже который год не можем снять как следует этих красавцев!
...
Ах, каков ток! Подскакал к петуху, певшему «на полу». Красавец ходил гордый, важный - как сказала Иришка, «как старый буфетчик» - по насту (к утру всё-таки занастело немного). После каждой второй песни петух делал «свечку» - с шумом подскакивал, подвзлетал метра на два. Пел, перемещаясь по одному и тому же маршруту длиной метров 20 – сперва в одну сторону, потом обратно. Под конец пришлось передвигаться уже ползком – снизу у него был очень хороший обзор: одни стволы, без веток. Наблюдал за ним минут 15 – сперва долго высматривал прогал, через который можно было бы стрелять, потом – просто любовался. Наконец, дождался, пока шея и грудь петуха показались в просвете и выстрелил. Попал очень удачно – глухарь пару раз взмахнул крыльями и «дошёл» практически сразу.»
Следующие три дня были посвящены съёмкам на току, а также изучению самого тока. Постарались более-менее точно посчитать поющих петухов: получилось не менее 16ти одновременно поющих птиц, что меня очень обрадовало. Подскакивали неоднократно к петухам, любовались и тихонько удалялись восвояси, не тревожа птиц. Думаю, будет уместно привести ещё небольшую выдержку из дневника, может быть, кому-то это покажется интересным:
«Уточнил немного конфигурацию тока – он всё-таки располагается вдоль гривы сельги, а старая лесовозная дорога изгибается по краю тока, приближаясь к гриве в двух местах, что и создаёт иллюзию двух «ядер» или центров.
Подскакивал несколько раз, полюбовался этими могучими птицами. Подходить было очень трудно – пели птицы кучно, одновременно с разных сторон слышалось громко-громко по три песни. В такой ситуации традиционный подскок уже невозможен: птицы пугаются и, в конечном итоге, пугают и того певца, под песню которого был подскок. В такой ситуации лучше всего попробовать скрадывать ползком и не через центр расположения птиц, а со стороны одной из них, если так уж нужно. Хотя лучше всего поискать токовика, расположившегося одиноко.
...
Всё-таки крайне важно избегать визуальной видимости. Это, пожалуй, ещё важнее, чем отсутствие лишнего шума, особенно если есть хотя бы лёгкий ветерок. Поэтому желательно как можно раньше определить примерное положение птицы и выбирать максимально закрытый от неё путь подхода. Приблизившись к певцу, стоит подходить аккуратно, ни в коем случае не допуская резких боковых (в поперечном направлении) смещений – они особенно заметны для птицы.
...
При подскоке вообще следует сохранять хладнокровие, не давая пульсирующему в жилах адреналину затмевать рассудок. Подскок нужно завершать обязательно до окончания «глухого» колена песни, притом так, чтобы обе ноги стояли на земле уверенно, всё, что могло хрустнуть, уже хрустнуло и ветки, которые могли с хлопком высвободиться, уже высвободились...»
Вот такая получилась охота. Ещё одна драгоценность, бережно убираемая в шкатулку, хранящую коллекцию воспоминаний: едва ли не самое дорогое, что есть в жизни на самом деле...