При охоте на утку, гуся на степных просторах, особенно по берегам мелких степных озер, проблема маскировки возникает в прямом и переносном смыслах «в полный рост» – укрыться там чрезвычайно сложно. Даже растянувшись пластом на земле и накрывшись маскировочной тканью, охотник, тем не менее, создает отличие в окружающем ландшафте в виде пусть и не очень большого, но возвышения.
Чирки часто не обращают внимания на такого рода степные «кочки», а вот кряковые и тем более гуси насторожатся обязательно. Есть известный способ решить проблему – сделать окоп и скрыться в нем, дабы не возвышаться над поверхностью степи. При этом достаточно выкопать сравнительно неглубокий окоп, для сидячего положения, максимальная глубина которого не доходит и до одного метра. А если рядом находится водоем, глубже и копать бессмысленно, окоп все равно заполнят грунтовые воды.
Мой дядя по матери, в семье все его звали Шуриком, прошел карьеру военного и был особенного, богатырского телосложения, ростом метра под два. Разгибать подковы и гнуть пятаки не представляло для него большого труда. Охотой Шурик увлекся уже в зрелом возрасте, после окончания военного училища. Охотиться он начинал в компании моего отца и его друзей, охотников бывалых, с большим стажем. Вместе с обучением на долю начинающего охотника, конечно же, выпадало много дружеских подначек и розыгрышей. Об одном таком и пойдет речь.
Дело было недалеко от равнинного озера Сакрыл, и для эффективной охоты на уток как раз и понадобилось выкопать в степи окоп. На вопрос Шурика – каким должен быть окоп, адресованный друзьям по компании, немедленно был получен ответ от приятеля отца дяди Бори, человека, обладающего незаурядным чувством юмора: «В полный профиль». Шурик шутки в оказанном совете не уловил.
В армейских терминах «траншея в полный профиль» предполагает глубину 1,5 метра, но Шурик с его ростом решил сделать глубину еще больше. Под себя.
Сказано – сделано. На приготовление окопа ушла вся вечерняя заря. Лет уток был отменный, но какой от этого толк, если в руках не ружье, а лопата?
Работа была закончена затемно, добытых уток не было, зато было приятное чувство легкой усталости и еще более приятное чувство выполненной важной, необходимой для последующей охоты работы.
То ли сил, потраченных на рытье окопа, было немного больше, чем вечером казалось, то ли просто не хотелось просыпаться, но рано утром Шурик решил поспать и на утреннюю зарю не ходить. Этим фактом решил воспользоваться тот же дядя Боря, разумеется, спросив перед этим разрешения. Шурик, конечно же, не возражал, и ядя Боря ушел на поиски окопа.
Местность вблизи большего озера была абсолютно ровная, поэтому за ночь грунтовые воды заполнили яму. Вода немного не дошла до поверхности земли. Сквозь мутную глинистую воду дна видно не было.
Подойдя к окопу, дядя Боря, не теряя времени, спрыгнул в него. Он и предположить не мог, что его шутка накануне относительно «полного профиля» будет не просто воспринята, но и реализована! А теперь представьте себе ощущения человека, проваливающегося в бездну, заполненную водой?!
Усугубила ситуацию и разность в росте: если в Шурике было 2 метра, то в дяде Боре был, что называется, «метр с кепкой».
От погружения под воду с головой дядю Борю спасло ружье, которое он держал обеими руками перед собой в горизонтальном положении. Повис, как на турнике, на краях окопа. Но острые ощущения испытал!..
С тех пор дядя Боря с Шуриком шутит осторожно.