Мы как-то однажды с друзьями даже шутили на эту тему. Кто-то пишет очерк на тему: «Мои самые удачные охоты», так почему бы не написать статью «Мои самые не удачные охоты». Наверное, можно, но вопрос: будет ли это интересно большинству читателей?
Только настоящие охотники знают, сколько сил, терпения и, наконец, той же удачи иногда требуется, чтобы добыть желанную дичь. Писать, конечно, надо о самых интересных эпизодах охоты, чтобы вместе с читателем попытаться пережить те же минуты, которые не всем удалось пережить самим.
Хочу рассказать об одной охоте, которая по единодушному мнению всех участников этих событий, можно считать самой удачной охотой сезона, а может быть, и всех предыдущих лет. События эти происходили уже в прошедшем 2007 году на границе Московской и Тульской областей. Место, по понятным причинам, не уточняю. Наша, уже проверенная «в боях», компания состоит из 6 человек: Юры, Георгия, Андрея, Руслана, Сергея и меня.
Всех нас, кроме, конечно, самого процесса охоты, объединяет безграничная любовь к нашим любимым собакам породы курцхаар и в некотором смысле «родственные» отношения. Все охотники – владельцы щенков моей Норы.
Итак, середина сентября. Мы наконец-то смогли все вместе выбраться на большую охоту. Проведенная ранее разведка показала, что дичь в угодьях есть, и ее надо только найти и добыть. В этом ключевая роль отводится нашим помощникам: Чейзу, Ланцелоту, Еве и Норе. Руслан и Андрей в той поездке по определенным причинам были без собак, и нам пришлось охотиться по двое с одной собакой, что, на мой взгляд, является самым результативным способом охоты с легавой.
Методично, поле за полем, обследуем все участки, где ранее было отмечено присутствие пернатой дичи – она за прошедшие две недели куда-то улетучилась. Коростель потихоньку начал откочевывать на юг, перепел и куропатка, вероятно, нашли более кормовые поля. В поисках дичи обычно всегда помогает любопытство: чем питаются добытые птицы.
У первых, случайно добытых перепелов, зоб оказался полностью набит семенами сорных растений – это и помогло нам в поиске перепелиного эльдорадо. Уже после ночлега, на второй день охоты, удалось найти поле, которое несколько лет не возделывалось и полностью заросло различными сорняками и редкими куртинками самосева злаковых культур.
Первым поле нашел Сергей со своей Евой, и частые выстрелы с его стороны заставили всех двигаться в его сторону, оставив свои, менее интересные в плане дичи угодья. Поле размером 1 км на 1,5 км начиналось у небольшой речки и под небольшим углом уходило вверх к водоразделу.
Надо сказать, что погода в тот день была идеальной для работы легавой: дул умеренно сильный и устойчивый ветерок, приносящий периодически осадки в виде небольшого дождя, иногда проглядывало еще теплое солнце. Температура воздуха в пределах 12–15 градусов. Одежда, частично намокнув от дождя, тут же успевала высыхать на ветру, не создавая особых проблем охотникам. Уже через несколько минут поиска Нора застыла на стойке.
Работы шли одна за другой. Толстые, упитанные перепела чередовались с совсем еще маленькими «шмелями» поздних выводков, которых, конечно, не стреляли, но которые очень сильно возбуждали нервную систему охотников и собак. Двигаясь «челноком» вдоль речки, Норка застыла в очередной стойке, но из-под нее вылетели не обычные уже перепела, а огромная, голов в шестьдесят, стая куропаток.
Одна была добыта чисто, вторая, будучи легким подранком, отлетела в высокую траву у самой реки и там спряталась. Минут десять потребовалось собаке, чтобы найти убежавшую в сторону и затаившуюся птицу. Мы с Русланом стояли на крутом склоне берега реки и, как в театре, смотрели на разыгрывающиеся события под названием «добор подранка».
Куропатка активно бегала, а собака при этом не менее активно прыгала, пытаясь поймать ее в высокой и густой траве. Одна боролась за жизнь, другая, гонимая многовековым инстинктом добычи, преследовала ее, включая поочередно то обоняние, то слух. После второго подъема нам удалось разбить эту огромную стаю куропаток на мелкие группы и одиночек.
К охоте подключились все охотники и собаки. Интервалы между работами составляли буквально считанные минуты. Могу сказать, что за восемь лет охоты с легавой я не так часто испытывал такое удовлетворение. Красивые работы собаки почти всегда заканчивались результативными выстрелами – это ли не идеал, к которому мы всегда стремимся?
Такие охоты посылаются нам свыше крайне редко, и поэтому они всегда остаются в памяти на долгие годы.
Удивительным оказалось это поле. Собаки по очереди находили то куропаток, то перепелов, то коростелей. Преобладали, конечно, перепела. Высокая трава значительно усложняла работу собак, и стойки, в основном, были накоротке. Кульминацией охоты стала работа Норы по тетеревам. В это время года они уже, как правило, плохо держат стойку – собаки и срываются еще задолго до подхода охотника.
Исключения бывают, когда удается подойти с подветренной стороны при сильном ветре и при достаточно высокой траве. После очередного добытого перепела Нора стала на самом краю поля прямо на границе с оврагом, поросшим невысоким кустарником. Готовые к встрече с перепелами и куропатками мы оказались совсем не подготовленными к другой дичи.
Взлетевшая стайка взрослых тетеревов оказалась для нас полной неожиданностью. Прозвучали два дуплета – и два черныша остались лежать на поле. Выстрелы были произведены патронами с дробью «9» и «10» с дистанции 25–30 метров. Любители крупной дроби пусть сами сделают соответствующие выводы. По частым выстрелам своих товарищей можно было сделать заключение, что везет сегодня не только нам с Русланом, но и всем остальным. Эта чудесная охота продолжалась около четырех часов. На привале вся дичь была, как у нас принято, поделена поровну.
Оказалось, что нами добыто 3 тетерева, 13 куропаток, 35 перепелов и 5 коростелей. Удача, конечно, необходима на охоте, но есть еще ряд составляющих, от которых зависит успех охоты – это разведка угодий, позволяющая найти кормовую базу дичи, хорошо работающие собаки и погода, позволяющая животным полностью раскрыться и показать все свои достоинства.