Носатый профессор

Для многих охотников по перу нет ничего увлекательнее осенней охоты на вальдшнепиных высыпках. Завершающая песня природы Средней полосы, море адреналина, волшебные случайности и удивительные происшествия, союз со своим питомцем – что еще может желать охотник?

Начинается эта охота в конце или середине сентября. Осень еще в своей лучшей поре, деревья стоят в багряных и золотых нарядах, небо, выцветшее после летней жары, еще не пропиталось свинцом долгих дождей, трава на полях ласково шепчет тебе что-то под несильный ветерок.

Поля, поросшие молодым березняком, опушки леса, заросшие вырубки – вот места, где любит остановиться и подкормиться осенний вальдшнеп в своем ежегодном путешествии в Европу. Повезет, набредешь с собакой на такие высыпки, значит, и трофеи, и адреналин обеспечены.

Дело в том, что поднятый собакой кулик оставляет тебе на выстрел пару секунд, если промедлишь – сверкнет рыжим пером на солнце и противозенитным маневром закроется от стрелка ближайшим кустом. Стреляй не стреляй, только собака посмотрит на тебя грустным взглядом, как бы говоря: «Ну вот, мазила, спи меньше, я-то стараюсь». Вот про случай на такой охоте я и хочу рассказать.

Несколько лет назад я выбрался со своим старым псом Филяном потоптать угодья в Вологодской области. Благоприятная погода способствовала небыстрым, вдумчивым прогулкам на природе, и мы не торопясь набрели на одну из вышеописанных высыпок.

Филян ловко выковыривал валюшей из кустов, я стрелял, правда, менее ловко, но правильно подобранное ружье и боеприпас не дали остаться мне без трофеев. Скитовые стволы МЦ-8 с раструбами и безконтейнерная «семерка» на войлочном пыже – незаменимый девайс при охоте по перу, особенно, при стрельбе накоротке. Казалось бы, очередной подъем не предвещал ничего нового, я промедлил, вскидывая ружье, зацепился стволами за ветку куста и, стреляя вслед улетевшей птице, даже не надеялся на попадание.

Каждый охотник знает это чувство, когда, нажимая на спусковой крючок, уже понимаешь, что не попадешь, а все-таки зачем-то стреляешь. Но в этот раз я отчетливо расслышал удар упавшей птицы. Везет! Отправляю пса на подачу, тот возвращается через несколько минут с виноватой мордой. Не нашел… Нет, ну я, конечно, полностью доверяю Филяну, и доверие это проверено в полях, но тут, я же слышал, считай видел, сомнения при выстреле забыты, пойдем искать вместе.

Ищем. Филян причуял след и уходит мне за спину, где метрах в 20 поднимается «подбитый» трофей и резво улепетывает к ближайшим зарослям. Сорвать ружье, развернуться, вскинуться, выстрел, хотя далековато уже для моего снаряжения, метров сорок. Но вальдшнеп опять камнем падает в траву, и все повторяется сначала, только вылетел теперь он справа от меня, метрах в 15.

Еще раз пять бегали мы с собакой по полю, поднимали носатого профессора, который с завидной сообразительностью менял места взлета, направление и расстояния бега, придерживаясь генерального курса к опушке леса. Явно кулик меня переигрывал, ставки в игре разные… У него жизнь, у меня – обед. После пятого подъема сели мы с Филяном «перекурить», посовещались и единогласно отдали победу лесному петушку со счетом 5:0.

Надеюсь, что прожил этот вальдшнеп долгую и достойную жизнь, оставил после себя таких же умных птенцов и еще не с одним охотником поиграл в свои опасные прятки.