Мечтал и я добыть речного бобра. Один из самых крупных грызунов нашей фауны, он селится, как правило, по берегам рек, прудов, озер и карьеров. Если берег реки пологий, живут в хатках, если крутой — в норах. В рацион бобра входит древесно-кустарниковая растительность и травянистые корма. Плавает и ныряет бобр превосходно, оставаясь под водой 10–15 минут. Живут грызуны как семьями, так и поодиночке. Активный образ жизни бобр ведет ночью, возвращается в хатку утром. Заметнее всего этот четвероногий лесоруб осенью, в период заготовки корма на зиму.
Большинство охотников и рыболовов, находясь вблизи водоемов, неоднократно встречались с этим зверем, наблюдали, как он осторожно плывет вдоль реки и, заметив какое-нибудь резкое движение, уходит под воду, выныривая в 20–30 метрах. Остро срезанные под углом ветки, съеденная кора на кустарниках, поваленные в сторону реки деревья, подточенные под корень, как карандаши, — все это следы ночной работы грызуна.
Взяв разрешение на добычу бобра, я начал готовиться к этой непростой охоте: изучал кормовую базу, поведение, повадки грызуна, чтобы быть готовым к разным ситуациям. Приехав в охотничьи угодья, сразу помчался к реке посмотреть, есть ли бобриные вылазы. Найти эти места можно по примятой траве в виде тропинок, ведущих от воды на берег. Пройдя вдоль реки значительное расстояние, я нашел места обитания бобров, однако увидеть самих животных не удалось, так как время подходило к полудню. Запомнив места кормежек со следами выхода на берег, вернулся на базу и там в ожидании сумерек обдумал вечернюю охоту. Время пролетело быстро...
Когда стемнело, я направился к намеченным местам и там, зарядившись, уселся на стул на краю обрывистого берега напротив бобриных тропинок, прикрепил к стволу фонарь и стал ждать. Прошел час, затем другой, совсем стемнело. Ночную тишину прервал громкий хлопок о воду, похожий на падение огромного камня. Развернувшись в сторону звука, прячась за деревьями, я стал наблюдать. А вот и он!
По течению, тихо ныряя и выныривая, он плыл в мою сторону, и я, сопровождая пловца стволами, приготовился к стрельбе. Вот он напротив меня. Я включил фонарь и чуть было не нажал на курок, как вдруг увидел, что это коряга с толстым концом, приподнятым над водой, то погружалась, то поднималась из воды, в точности напоминая плывущего бобра. Обман зрения! Подождав немного, я услышал слабый звук, напоминающий струйку льющейся воды. Что происходило, я не знал, но догадывался, что кто-то выходит на берег.
Выждав минуты две, повторил предыдущую попытку, прицелился, включил фонарь. Никого. Терпения уже не было, я встал, подошел вплотную к берегу, не выключая фонаря, осветил свой и противоположный берег. Все чисто. Внутренне заставил себя еще подождать: а вдруг повезет? Приглушенное рычание, жужжание, напоминающее звук бензопилы или работающего мопеда, доносились с того берега.
По-видимому, бобр все-таки переплыл на тот берег и занялся своим делом. Стараясь не нарушать тишины, я встал и снова направился к краю берега, однако сухие ветки и высохшие стебли трещали и щелкали под ногами, предупреждая жителей леса и реки о моем приближении. Слева и справа от меня, синхронно, как прыгуны, вошли в воду два бобра, оставив после себя небольшие всплески. На этом мои попытки добыть ночного скрытного зверя окончились.
Всю ночь я сокрушался, что удача обошла меня стороной. А ранним утром, еще по темному, вернулся на то самое место, где охотился накануне ночью. Встал за дерево, затаился и приготовился ждать. С рассветом я вдруг увидел на воде небольшую голову с маленькими глазками и крупным носом. Это вдоль берега, периодически останавливаясь и осматриваясь, плыл бобр. Вот он осторожно выбрался на берег, срезал зубами небольшую веточку и принялся аккуратно снимать с нее кору. Закончив быстрый завтрак, грызун взобрался на ствол поваленного дерева, встал на задние лапы и начал, как секатором, откусывать довольно толстые ветки.
Я медлить не стал, сделал выстрел патроном с маркировкой четыре нуля. Бобр кубарем свалился с дерева и закрутился как волчок, скатываясь к реке. Не растерявшись, я произвел второй выстрел...
Трофей я еле донес до базы. Вес добытого бобра составлял 20 килограммов. Приняв поздравления от всех ребят, которые находились на базе, довольный, я поехал домой и по дороге думал:
«А мечты все-таки сбываются!»
ОТ РЕДАКЦИИ
В настоящее время правилами добывания бобра не запрещено пользоваться огнестрельным оружием. Однако во времена Советского Союза шкурки околоводных животных, добытые с помощью ружья, в заготконторах не принимались и на сдатчика оформлялся акт о нарушении правил охоты. Это связано с большим процентом потерь подранков, которые успевают уходить в воду, даже получив смертельную рану.