За осенним вальдшнепом

Середина октября. К этому времени основная масса перелетных охотничьих птиц уже вылиняла и готовится покинуть наши суровые места до прихода матушки-зимы, а некоторые любители комфорта (дупеля, перепелки) уже греются на солнышке в южных широтах.

У охотников по пернатым, в особенности у владельцев подружейных собак, наступила интереснейшая пора охоты по осеннему вальдшнепу на высыпках.

Вот и мне на исходе восьмого десятка повезло соприкоснуться с владельцем молодого курцхаара Анатолием Павловым и два сезона поохотиться по красной дичи и вальдшнепу. Стоять в костюме «хим-дым» по пояс в холодной воде или сидеть, скорчившись в резиновой лодке, чтобы добыть что-то водоплавающее, мне уже неинтересно. Лучше побродить погожим деньком по освобождающемуся от листвы сухому мелколесью, наблюдая за активным поиском собаки или прислушиваясь к звоночку на ее шее, когда она скрывается в траве или густых кустах...

А вот и стойка. Быстро подходим. Команда «вперед!» — и собака делает несколько шагов. Снова стойка, снова та же команда, шум крыльев, и... Умная птичка поднимается там, где ни я, ни Анатолий ее не видим, и улетает без выстрела. Уже хорошо: адреналин есть, тема для обсуждения тоже, хотя от укоряющего взгляда нашего Рея становится неудобно.

Мы начали активный поиск вальдшнепа 28 сентября. Погода была пасмурная, листва только пожелтела. Решили начать с мелких березняков, чередующихся с заросшими бурьяном безлесными участками полей, где в прошлом году добывались вальдшнепы. Мы попали туда в удачное время: было поднято до дюжины вальдшнепов, два подъема по парам.

Через два дня Анатолий в гордом одиночестве пошел обследовать те же перелески. Не найдя ни одного вальдшнепа, зашел в высокоствольный лес, прошел по заросшей кустами канаве (такие места осенние вальдшнепы тоже любят), но все оказалось впустую.

Приехав 3 октября, я связался с Анатолием и утром 4-го мы уже были в угодьях, в тех же мелких березняках, куда легко добираться. Бурьяны на подходах проходимы, относительно сухо, и вальдшнепы держатся.

Погода, хотя и пасмурная, но без дождя и ветра. Было обнаружено четыре лесных отшельника, но схема их «финтов» осталась прежней, и мне удалось стрельнуть только по одному, поскольку среди листвы их увидеть можно было только на мгновение, а реакция уже не та.

У Анатолия удачным был день 8 октября, после моего отъезда: из четырех поднятых куликов были добыты три. Причем все первым выстрелом, с чем я его и поздравил по телефону.

13 октября утром пошли в те же места. Диспозицию особенно не меняли, т. к. вальдшнеп пролетный и на одном месте долго не задерживается. Погода стояла слегка морозная, с инеем на траве, без ветра. Только отошли от машины — поднялся шумовой косач, собака была еще на поводке. Решили, что это хорошее предзнаменование, пора ружье снимать с плеча. Врочем, ожидание не оправдалось. Был найден один вальдшнеп, но он так закрутил собаку, что мы его могли только услышать.

Среди высокого леса есть густо заросшая вырубка, но и там мы не нашли предмета нашего вожделения. Решили двигаться к машине. В зарослях попался автомобильный след, идти стало легче. Зашли к куртинам березок — пусто. Рею, похоже, это занятие стало надоедать. Но вот последняя куртинка из нескольких березок. Рей встрепенулся, потянул туда. Мы с Толей только успели изготовить оружие, как раздалось хлопанье крыльев.

Коричневая птаха, блеснув в лучах низкого осеннего солнца, хотела традиционно укрыться за кроной ближайшей березки с еще не опавшей полностью листвой, но не успела. Одновременные выстрелы двух охотников прервали ее полет, а старания Рея были вознаграждены найденным в высокой траве трофеем...

Позвонил Анатолий и сообщил, что они с Реем посетили наши места 16 октября и подняли одного вальдшнепа, а 18 октября в тех же местах подняли семь и добыли одного. Из этого можно сделать вывод, что уходят они неравномерно, то ли в зависимости от погоды, то ли по каким-то им известным причинам.

В воскресенье 27 октября заезжал ко мне приятель-охотник и рассказал, что за день до этого был в с. Красновидово с семьей. Гуляя по мелкому березняку (без собаки), они подняли трех вальдшнепов. Везение!

Следует заметить, что сейчас искать вальдшнепа на осеннем пролете непросто. Количество заросших и зарастающих мелколесьем площадей быстро увеличивается, а поголовье вальдшнепа в лучшем случае остается без изменения. Поэтому плотность его в подходящих для охоты местах уменьшается, и поиск, соответственно, затруднен.

В советские времена, когда в центральной России на полях косилось и сеялось, мне даже без собаки удавалось добывать вальдшнепов в октябре к концу листопада. После утиной зорьки по пути домой я выбирал маршрут вдоль кромки убранного поля или вдоль зеленей, чтобы на соседней опушке леса был мелкий ольховник или ивняк с березнячком. Двигался, естественно, по кромке кустов, чтобы долгоносик, если оказывался на пути, вылетал в сторону поля. И стрелять удобно, и поднимать битых легко.

Хорошо запомнились два случая, когда в молодые годы удалось за один выход добыть трех куликов: один — у Головцовского болота на Смоленщине, другой — на севере Московской области, в районе деревни Кузьмино, недалеко от реки Дубны. А одного-двух вальдшнепов случалось добывать значительно чаще. Сейчас таких благоприятных условий в наших краях нет.
Хочу сказать несколько слов о технике стрельбы по вальдшнепам на осеннем пролете.

Поднимается он стремительно, умело использует естественные прикрытия, особенно листву на деревьях. Когда собака на стойке, у охотника должна быть готовность номер один: нужно занять позицию по возможности с минимальными помехами, определить место напарника (дробь может дать рикошет от толстых веток, поэтому снаряд дроби от выстрела не должен проходить близко от него). Времени на восприятие подъема птицы, на вскидывание ружья и производство выстрела не более 1–1,5 секунд (если две, то крупно повезло).

Следовательно, ни о каких выцеливаниях и поводках не может быть и речи: короткая вскидка — и снаряд дроби должен пойти в нужную точку. Упражняться можно по ходу охоты, выбирая цель в любом направлении. Одежка должна быть легкой, удобной, вкладыванию приклада ружья ничто не должно мешать.

Для таких охот желательно иметь маневренное, прикладистое ружье с равномерной широкой дробовой осыпью. Сверловка — цилиндр или даже «раструб». При других сверловках стволов желательно использовать патроны с разокучнителем (дисперсант). Я снаряжаю сам четырехслойную восьмерку для МЦ 21-12, а на нижний ряд кладу дробь № 5, равномерность получается хорошая.

В заключение коротко скажу об охоте на вальдшнепа в степном Крыму. Туда он приходит уже в ноябре, когда виноградники убраны, людей нет, листва опала. Поднимается он близко, стрелять довольно легко, хотя иногда он умело скрывается за шпалерами. В лесополосах стрелять удобнее: деревья и кусты довольно редкие, трава усохшая, а перекати-поле битых птиц почти не скрывает.

Что еще почитать