По декабрьскому дождю

Наш охотколлектив, как и многие другие, с установлением снежного покрова каждые выходные пропадал в лесах на облавных охотах на копытных. Направляясь по просекам на номера, мы то и дело пересекали заячьи малики, уходящие в лесную чащобу.

При взгляде на них что-то екнуло и защемило в груди, а в памяти всплыли удачные прошлые охоты на зайцев. Причем охотничьи сцены вырисовывались так выразительно и ясно, что невольно захотелось снова окунуться в мир хитроумных заячьих головоломок, оставленных ушастыми на снегу в виде двоек, троек, сметок.

В конце уходящего года наша команда не смогла выехать на очередную облаву, поэтому с друзьями Иваном и Юрой было решено заполнить «образовавшуюся брешь» охотой на зайцев троплением.

Все было оптимистично и радужно, но… Задувший в пятницу южный ветерок начал намекать на идущее к нам потепление. Вероятнее всего, погода преподнесет какой-нибудь «сюрприз». И, надо сказать, предчувствие нас не подвело. Все прелести этого сюрприза нам пришлось ощутить в полной мере на собственных шкурах, причем в самом прямом смысле этого слова.

Субботним утром, двигаясь на машинах по трассе «Дон» в сторону Каширы, замечаем, что на улице начало моросить. Подъехали к Оке, и на нас обрушился самый настоящий дождь, да такой, что дворники едва справлялись с потоком воды. Сопровождаемые аномальным дождем, мы наконец-то добрались до места охоты. Наше настроение было сильно «подмочено» природными катаклизмами. Надо же было такому случиться, чтобы за несколько дней до Нового года пошел дождь, да какой!

Еще минут двадцать нам пришлось просидеть в машинах, чтобы дать возможность дождю немного утихнуть. Поеживаясь, выходим из теплых машин и сразу же погружаемся в серость и сырость декабрьского утра. Да, не о такой погоде нам мечталось! Осмотревшись по сторонам, начинаем расчехлять ружья и облачаться в зимние маскхалаты.
Впереди раскинулись заросшие травой да бурьяном два поля, которые разделяла довольно широкая полоса стерни скошенного ячменного поля. Ребята пошли по краям полей, граничащих со жнивьем, я же направился по самому жнивью. Преодолев большую часть скошенного поля, натыкаюсь на заячью жировку, о чем по мобильному телефону сообщаю друзьям. Но вот беда, нельзя разобрать, свежим ли был обнаруженный малик. От дождя следы на снегу начали расплываться, теряя при этом свои очертания и увеличиваясь в размерах. Невзирая на сомнения, начинаю двигаться по заячьему малику, который выводит меня на полевую дорогу и обрывается. Дело в том, что по ней утром проехала машина, отчего невозможно было определить, в какую сторону направился русачок. Подходят Иван с Юрой. Чуть ли не на коленях начинаем тщательно исследовать дорожные колеи и, к великой радости, находим отпечаток, позволяющий установить, в какую сторону направился наш подопечный.

С неба опять начало сеять, но для нас это не имеет никакого значения. Главное сейчас – не пропустить заячью скидку. Неторопливо продвигаемся вперед, внимательно изучая потемневший от дождя снег. Вскоре в трех метрах от дороги замечаем в снегу небольшую ямку. Стоп! А что это там справа? Уж не скидка ли?
Иван снимает с плеча ружье и сворачивает с дороги в бурьян. Углубившись в него метров на десять, он видит, что весь бурьян утоптан заячьими маликами, о чем сразу же сообщает нам. Юра тоже снимает ружье и сходит с дороги в бурьян. «Если заяц остался на дневку в этих зарослях, то после подъема он постарается незаметно ускользнуть на дорогу, чтобы по ней скрыться от настырных преследователей», – мелькает предположение в моей голове, и поэтому я решаю не уходить далеко от дороги.

«Бах!» – раздался впереди выстрел Юры, а почти следом за ним второй. С ружьем наизготовку замираю на месте. Спустя несколько секунд из-за поворота выносится заяц, который устремляет свой бег в мою сторону. Вскидываю ружье, напускаю русака на выстрел и плавно нажимаю на спусковой крючок. Прогрохотал, прокатился по полям выстрел, от которого заяц закувыркался колесом. Подбегаю к лежащему на снегу русаку, поднимаю его и, как требует того традиция, громко извещаю друзей: «Дошел!» А вскоре и они уже на дороге. После бурных обсуждений кульминационного момента решаем двигаться к машинам, тем более что изморось перешла в дождь.

Впереди меня по дороге идет Иван, Юра рядом. «Иван, – обращаюсь к другу, - а скажи, пожалуйста, если бы тебя супруга послала в такую погоду под Каширу картошку купить, ты бы поехал?» Услышав это, Иван оглянулся и так посмотрел, что мне стало стыдно за заданный вопрос. И без ответа я понял, что в такую погоду домочадцам пришлось бы в своем рационе картошку заменить какой-нибудь крупой из хозяйкиных запасов. Да, чудной народ – охотники!

Прибыв к машинам, обсуждаем, как быть дальше. После недолгих споров решаем ехать домой. Доводы в пользу этого более чем весомы: идет дождь, мы все мокрые, и вероятность схлопотать простуду очень высока.

Перед выездом на трассу Юра обращается ко мне: «А помнишь то поле, на котором летом перепелов стреляли? Ведь хорошее поле, да и заяц там наверняка есть. Может, рванем сейчас туда? Как ты на это смотришь?» А что там смотреть? Поле отличное, да и зайцам где же еще быть, как не там! Надо ехать! Останавливаем машину, делимся планом с Иваном, который, не колеблясь ни секунды, соглашается с нами.

Через полчаса мы уже были на месте. Друзья решили пройтись краем раскинувшегося впереди поля, чтобы посмотреть, нет ли на нем входящих заячьих следов, а я, преследуя аналогичную цель, направился в сторону соседнего поля. Не успел еще и до нужного места дойти, как зазвонил мобильный телефон. «Подняли с лежки зайца, пошли по следу», – услышал я в трубке голос Ивана. А вот это уже интересно! Разворачиваюсь и краем поля начинаю двигаться в сторону друзей. А дождик, похоже, и не думает прекращаться. Достигнув угла поля, увидел вдалеке белые силуэты напарников, удаляющихся в сторону небольшой деревушки. Вскоре они исчезли из вида.

Памятуя о том, что в зимнюю пору русаки любят ходить по дорогам, решаю остаться здесь же, возле одинокой березки на краю поля. К тому же и заячья лежка была недалеко от места, на котором я находился. Все, решение принято, тем более и внутренний голос подсказывал.

Уставший идти дождь перешел в изморось. Стрелки часов показывают начало четвертого. Скоро начнет смеркаться. Решаю дождаться друзей, чтобы вместе с ними идти к месту сбора. Проходит не более десяти минут, как раздается телефонный звонок, и я слышу взволнованный голос Ивана: «Сейчас пересекли брошенный нами след. Заяц направляется в твою сторону, смотри в оба!»

Это сообщение взбодрило меня. Снимаю ружье с плеча, беру его наизготовку. Все внимание нацелено в ту сторону, откуда ожидалось появление зайца. Прошло не более пяти напряженных минут, как впереди я заметил выскочившего на дорогу русака. Приложив к спине уши, он понесся в мою сторону, быстро сокращая расстояние между нами. Заряд дроби накрывает зверька, который делает гигантский прыжок в сторону, но грянувший следом второй выстрел заставляет его перекувырнуться через голову и неподвижно застыть на сером от дождя снегу. В охоте поставлена точка, хотя, если учесть тогдашнюю погоду, наверное, правильнее было бы поставить восклицательный знак. И не один!!!