Причины этого состоят в следующем. Прежде всего, для того чтобы зимой успешно охотиться на тетеревов, необходимо чтобы в районе охоты обитала стая хотя бы в 30–40 голов, а поскольку численность тетерева в значительной степени сократилась, то такое место можно найти далеко не везде. Кроме того, охота на лунках исключительно спортивна. От охотника требуется умение искать лунки, отличная физическая подготовка, умение хорошо ходить на лыжах, а также умение, стоя на лыжах, быстро и с лета стрелять.
Охота на тетеревов на лунках построена на том, что когда выпадают глубокие снега, птицы располагаются на ночлег, зарывшись в снег. Наевшись березовой почки, ближе к вечеру, выбрав подходящее место, тетерева слетают с деревьев на снег. Так они спасаются от сильных морозов и ветров. Каждая птица пробивает верхний слой снега, зарывается в него, а затем, раздвигая снег грудью, продвигается вперед на расстояние около метра. Потом тетерев проделывает клювом над головой отверстие, чтобы можно было свободно дышать, и постепенно засыпает, как в доме.
На рассвете после того, как немного потеплеет, птицы покидают свои убежища и улетают в лес на кормежку. После того, как птица покинула место ночлега, на снегу остаются два отверстия (лунки) – входное и примерно в метре от него выходное, около которого с двух сторон обычно видны на снегу отпечатки маховых перьев крыльев птицы. Если тетерев не покинул своего убежища и все еще находится в снегу, то на поверхности снега видна лишь одна входная лунка, а чуть в стороне от нее обозначается небольшой бугорок с отвалившейся макушкой. Это отверстие, которое птица проделала для дыхания.
Задача охотника состоит в том, чтобы найти место, где тетерева расположились на ночлег, разглядеть лунки, определить по их виду, что птицы находятся под снегом, и, по возможности бесшумно, осторожно подойти к ним на расстояние верного выстрела, и, наконец, после подъема птиц на крыло, произвести точный выстрел. На первый взгляд, все достаточно просто и понятно. На деле же все обстоит гораздо сложнее. Самое трудное в этой охоте – найти место ночевки птиц. Все дело в том, что тетерева никогда не снуют в одном и том же месте, место ночевки каждый раз выбирается новое, и поэтому задача эта может показаться практически невыполнимой.
Однако способы поиска тетеревов во время охоты на лунках все же есть. Первый из них не раз описывался в охотничьей литературе как классический. Во второй половине дня, приблизительно после двух часов после полудня охотник, обходя угодья на лыжах, должен постараться высмотреть тетеревов, кормящихся на березах. Увидев стаю, охотник, затаившись, должен наблюдать за птицами и дождаться того момента, когда тетерева, наевшись, «нырнут» с деревьев в снег и зароются в нем. Далее нужно подождать, пока птицы не уснут, примерно минут сорок, и осторожно, желательно пока не стемнело, начать осторожно подходить к ним.
Лет пятьдесят назад, может быть, так и можно было охотиться. В настоящее время тетерева стали на редкость осторожны, и поэтому во время дневной жировки стараются вести себя так, чтобы по возможности не дать себя обнаружить. Кормятся они обычно в чаще леса, при этом обычно вполдерева, а то и вообще на нижних ветках, так что увидеть их, перед тем как они слетят на снег, удается крайне редко. Но даже если повезет, и вам удастся увидеть вечером тетеревиную стаю, сидящую на березах, то это отнюдь не означает, что тетерева тут же и зароются в снег.
Во время одной из своих первых охот на тетеревов зимой, я, двигаясь по берегу небольшой лесной речки под прикрытием прибрежных деревьев и кустов, подошел к довольно большой поляне на берегу реки. Осторожно подойдя к краю поляны, я увидел на противоположном её краю стаю тетеревов, сидящих на невысоких березках. На дворе стоял январь, на часах было половина четвертого. Затаившись среди густых кустов, я стал наблюдать за тетеревами.
Белый десантный маскхалат, совершенно не шуршавший, надежно скрывал меня от зорких глаз птиц. Полчаса я наблюдал за птицами, надеясь, что они вот-вот «падут» в снег. Внезапно тетерева снялись с деревьев и полетели в мою сторону, но по диагонали через речку справа налево и скрылись за деревьями на противоположном берегу. Видеть они меня не могли, потому что одна тетерка налетела прямо на меня.
Тогда я не догадался, а нужно было, перейдя речку, идти за тетеревами по направлению их полета и тогда бы я точно нашел место их ночевки. Сообразил я это лишь вечером, сидя у печки в лесной избушке, а когда утром я пошел за тетеревами, та нашел их лунки, по птицы их уже покинули. Я опоздал. А вот мой брат Саша в подобной ситуации поступил на редкость грамотно. Двигаясь вечером по руслу реки на лыжах, он увидел тетерева, сидевшего на березе. Саша замер, наблюдая за ним. Через несколько минут тетерев слетел с березы, и, планируя, пролетел метров 200 и опустился на снег.
Заметив место его посадки, Саша поднялся на берег и пошел к этому месту. В результате он набрел на большую стаю тетеревов, уже спрятавшихся в лунках. Вот только дальше ему не повезло, но об этом чуть позже. Так что особенно рассчитывать, что вам удастся найти стаю тетеревов и проследить за нею, не следует, но уж если вам повезло, то в этом случае обязательно нужно проследить, и, если тетерева улетели, то обязательно идти за ними по линии их полета. Если же они вас не заметили, то далеко они не улетят, и у вас есть шанс найти их место ночевки.
Более надежен, на мой взгляд, метод прямого поиска лунок в процессе охоты. Для этого нужно хорошо представлять себе характерные места, где тетерева могут заночевать. Прежде всего не надо искать тетеревов далеко от человеческого жилья. Зимой тетерева обитают совсем недалеко от старых, малонаселенных, полузаброшенных деревень, коих в России сейчас, увы, множество. Для ночевки птицы выбирают места в пересеченной местности. Если недалеко от деревни протекает речка, то очень часто лунки можно найти в прибрежных кустах на берегу реки, там, где снег наиболее рыхлый.
Любят тетерева ночевать в кустах на склонах небольших возвышенностей и крупных оврагов, иногда они выбирают место для ночевки у кромки поля, на котором осталось много неубранных колосьев пшеницы, ржи или овса. Если недалеко от деревни есть моховое болото, то нужно его обязательно обследовать, тетерева очень любят ночевать на болоте среди сосен между занесенных снегом кочек. В таежной зоне они вообще любят ночевать по краю моховых болот на склонах, если болото лежит в лощине.
Тактически охоту лучше строить таким образом. Выходить очень рано не следует, лучше это сделать, когда полностью рассветет, часов в 9 утра. Шансов взять тетеревов на рассвете, когда они еще не покинули лунки, очень мало, потому что птицы в это время уже проснулись и сидят настороже и поэтому на выстрел вас не подпустят. Я неоднократно в этом убеждался. При всей осторожности мне не удавалось подойти к лункам ближе, чем на 70–80 метров. Итак, выйдя в поиск, нужно сразу же обследовать характерные места, где стая могла бы заночевать, допустим, вам повезло и вы нашли старые лунки, место это нужно внимательно обследовать, двигаясь осторожно, будучи постоянно готовым к выстрелу, тщательно осматривая лунки.
Дело в том, что не все заночевавшие птицы могут вылететь на кормежку. Очень часто бывает, что тетерева, особенно косачи, зарываются в снег, буквально объевшись березовой почки, и поэтому могут оставаться в снегу аж до следующего утра, переваривая склеванное. Обойдя старые лунки, надо идти дальше, стараясь найти все новые и новые места ночевок. Таким образом круг поиска постепенно сужается и к вечеру, знал характерные места, где тетерева могут заночевать, на обратном пути к жилью нужно такие места тщательно проверять, двигаясь как можно тише, постоянно с ружьем наизготовку, внимательно всматриваясь в снег впереди себя.
Свежую лунку увидеть трудно, но постоянная готовность к выстрелу позволит не упустить неожиданно взлетевшего тетерева. Если такое случилось, быстро перезаряжайтесь и внимательно осмотрите снег вокруг себя. Если опять лунок не увидели, тихонечко двигайтесь вперед. Впереди свежая лунка. Нужно сделать паузу, собраться и начать движение к ней, стараясь подойти как можно ближе.
Если тетерев вылетает почти из-под лыж, не спешите стрелять, а постарайтесь хорошо выцелить птицу, иначе все ваши усилия пропадут даром и это будет очень обидно. Бывает, что тетерева начнут вылетать вокруг вас один за другим. В этом случае не надо паниковать и палить в белый свет. Нужно проявить максимальную выдержку и стрелять прицельно по той птице, которая представляет наиболее удобную мишень. Конечно, это не просто, но по мере приобретения опыта удается.
Если вернуться к тому случаю, когда Саша, увидев севшего на снег косача, двинулся к этому месту и увидел свежие лунки, то здесь как раз и произошла драма из-за отсутствия у него опыта этой охоты. Вместо того, чтобы остановиться, успокоиться и продумать свои действия, он сразу же пошел к ближайшей лунке, причем достаточно шумно. Им овладел неудержимый азарт. После выстрелов по первому тетереву, остальные начали вырываться из лунок один за другим. Саша успевал перезаряжаться, но стрелял совершенно бесконтрольно, и поэтому так и не сумел взять ни одного тетерева.
Вот другой пример. В этом году во время охоты на лунках мы с Сашей на вечерней заре нашли стаю тетеревов, зарывшихся в снег на берегу опять-таки лесной речки. Тетерева сидели в густых кустах и начали взлетать в самой чаще, так что наши выстрелы не могли причинить им вреда. Быстро перезарядившись, мы осторожно двинулись в кусты, будучи предельно собранными. И в этот момент прямо из-под наших лыж вылетел крупный косач. Оказалось, что он буквально «обожрался» березовых почек (в зобу их у него, как потом выяснилось, было около 400 граммов!) и поэтому очень крепко сидел в лунке. Мы его очень аккуратно выцелили и точными выстрелами сбили в снег.
Теперь о выборе времени охоты. Лучшее, на мой взгляд, время – февраль, даже вторая его половина. В это время световой день уже достаточно длинный, что расширяет возможности эффективного поиска птиц. Кроме того, местами может образовываться наст, и это облегчает движение на лыжах. Тетерева в это время выбирают места, где снег наиболее рыхлый и глубокий, то есть по все тем же склонам берегов речек, ручьев и возвышенностей, среди кустов и на моховых болотах в местах наиболее тенистых. Лыжи при движении по насту начинают шуршать, что может затруднить подход к птицам, но в этом случае нужно внимательно следить за этим и в нужный момент уменьшать скорость хода.
Что касается снаряжения, то здесь требования следующие. Лыжи должны быть не менее 1,5 м в длину и не менее 16 см в ширину, хорошо просмоленные, одежда теплой и вместе с тем легкой, чтобы не стеснять движений. Белый не шуршащий маскхалат желателен, но, в принципе, необязателен. Обязательно нужно иметь компас и фонарь, потому что часто приходится возвращаться в темноте, не говоря уже о спичках и хорошем охотничьем ноже. Из оружия лучше всего подойдет простая, надежная двустволка 12-го калибра со сверловкой стволов получок – чок.
Опыт показал, что использование полуавтомата, хоть и заманчиво на первый взгляд, но нерационально, так как полностью снаряженный он тяжелее двустволки, что имеет существенное значение при длительной ходовой охоте, да еще на лыжах. К тому же не всякий полуавтомат надежен. Патроны для этой охоты надо заряжать самостоятельно и с особой тщательностью.
Так как, несмотря на отдельные исключения, тетерева редко подпускают охотника ближе, чем на 30 метров, и подчас взлетают, заслонившись кустами или деревьями, лучше использовать патрон с контейнером. Следует также учитывать, что тетерев выпархивает из лунки практически бесшумно, без каких-либо ошеломляющих эффектов, типа «фонтана снега» и т.п. и т.д.
Поэтому при близком взлете птицы у вас всегда будет возможность сориентироваться, отцелить ее и аккуратно выделить. Дробь лучше использовать не мельче, чем №4, но и не крупнее, чем №2, для выстрелов на предельных дистанциях, потому что зимой тетерев очень крепок на рану.
Поэтому косач, взятый из лунки в иссиня-черном зимнем оперении, украшенный ярко-алыми бровями, красивой лирой с белым подхвостьем, усыпанный искрящимися в лучах заходящего солнца снежинками, доставит вам огромную радость и является одним из самых почетных трофеев русской национальной охоты. Это по-настоящему трудовой трофей.