На охоте в северных областях проблем с поиском подходящих мест никогда не было. Там всегда хватает лесных опушек, прозрачных мелочей, россыпей кустарника рядом с выпасами. А в моем районе поиск птицы в многочисленных близлежащих посадках показал, что вальдшнеп в них встречается, но в небольших количествах.
Самыми предпочтительными оказались не посадки между полей, а другие более подходящие места — разреженные молодые березняки, закрайки леса и не сильно заросшие участки заброшенных садов. Именно здесь многократно встречались высыпки количеством в двенадцать и более птиц.
Осень 2012 года была умеренно влажная. Первых вальдшнепов обнаружили 29 сентября, пара сидела в кустах на краю оврага. Пролет в целом был достаточно равномерным. В каждый выход мои легавые находили не менее 2–5 птиц. Более многочисленные высыпки были в 20 числах октября и в течение первой недели ноября, притом что сильных заморозков не было до второй недели ноября.
Учитывая, что из-за фактического отсутствия мест гнездования практически весь вальдшнеп в данном месте пролетный, его численность зависит от погодных условий во время миграции на зимовку, что в свою очередь связано с доступностью основного корма, дождевых червей. Это подтверждает прошлый, 2013-й, более влажный год. Дожди шли весь август, да и в сентябре их хватало. Появление птицы также произошло в конце сентября.
Но в отличие от предыдущего года, массовые высыпки начались сразу, и их количество было в разы большим. Лишний раз я убедился в том, что вальдшнеп — один из самых распространенных охотничьих видов, встретить птицу можно даже в самом неподходящем, неудобном для стрельбы и работы собаки месте.
Таких мест около моего дома оказалось предостаточно, и, проверяя их, я лишний раз убедился, что, несмотря на присутствие птицы, для меня совершенно неприемлемо не видеть работу собаки, да и стрелять в густых кустах или березняке стеной совершенно неудобно. Поездив по своему району, я обнаружил куда лучшие угодья.
Выбирая наиболее прозрачные места, наблюдал всю работу легавой, и стрельба становилась значительно более результативной. Более двух сотен увиденных и более сотни отработанных собакой птиц стало настоящим праздником для охотника с легавой. Заморозки ударили также на второй неделе ноября, последний вальдшнеп был взят 8 ноября.
В 2014 году была настоящая засуха, с апреля по ноябрь дождь прошел всего лишь 2-3 раза, да и то небольшой. Плохие предчувствия не обманули. Перепела было немного. Коростель, бекас практически отсутствовали, и лишь куропатки с тетеревами попадались в достаточном количестве. Количество выходов было поменьше, я проверял наилучшие места.
Но, увы, уже прошли все сроки обычного появления высыпок пролетного вальдшнепа, а птица все не встречалась. Земля была настолько твердая, что нож не воткнешь. И за весь срок пролета вальдшнепа, а это месяц с небольшим, так и не состоялось ни одной встречи! Либо птица изменила маршруты пролета, или сам пролет прошел в считанные дни. Да и сильные заморозки начались уже в середине октября.
Судя по информации из других регионов, где-то птицы хватало, а в некоторых регионах было также заметное уменьшение ее численности. Мне представляется, что в местах моей охоты в данном районе Рязанской области большое количество птицы объясняется огромными безлесными пространствами с неплохими кормовыми угодьями, где как раз в островах березняка и другой растительности она и концентрируется во влажные годы.
Отдельно хочется отметить, мягко говоря, «странные» дневные нормы установленной добычи вальдшнепа. Конкретно в данном районе на такие малочисленные виды для этой местности, как дупель и коростель, норма 10 птиц, а на многочисленных на пролете вальдшнепов только три.
Резюмируя три прошедших сезона, следует сделать вывод о том, что охота на вальдшнепа в местах, где он встречается только на пролете, носит нестабильный характер, зависящий от климатически «неблагоприятных» условий. Но именно при совпадении подходящего для концентрации и кормежки птицы биотопа и благоприятных погодных условий охота на высыпках может быть просто изумительной. И как потом приятно вспоминать все прекрасные работы легавой на глазах и невероятные взлеты этой «жар-птицы русского леса»!