В составе своей охотничьей бригады или под руководством инструктора даже небольшая партия израсходованных патронов даст значительно больше пользы в улучшении качества стрельбы, чем пальба в угодьях на неразумные дистанции.
Сейчас в продаже имеются устройства для метания тарелочек, как «наземного базирования», так и легкие ручные. Заброс у последних несколько слабее, но зато занимают минимум места, практически не весят и совсем дешевые.
Стоимость одной тарелочки в охотмагазинах составляет половину от стоимости патрона, поэтому эти затраты быстро окупятся за счет более прицельной и разумной стрельбы и, следовательно, уменьшения расходов боеприпасов.
Очень приятно после утренней зорьки, завтрака и последующего отдыха выбрать укромную площадку подальше от водоема для снижения фактора беспокойства и пострелять, помогая друг другу в оценке выстрела и исправлении ошибок при стрельбе и изготовке к ней.
Читайте материал "Трап, скит или спортинг?"
Это поможет охотнику даже порой в сложных условиях сделать результативный выстрел. На охотах часто удачный выстрел зависит от везения, но везет чаще всего стрелку умеющему и опытному.
Умение сохранять умеренное хладнокровие даже в неожиданных ситуациях тоже дается опытом и настроем на то, что ты не в последний раз видишь дичь, иногда можно отпустить ее и без выстрела.
Поэтому спешить надо не торопясь, оценив обстановку, тогда и везение помогает охотнику, разумеется, если он приобрел некоторое умение.
Приведу несколько случаев из личного опыта. Хмурый октябрьский денек перевалил за середину. Посетил несколько небольших болот и водоемчиков, но кругом пусто: местная утка ушла, а северная не обнаружена.
Возвращаюсь в сторону дома, охота практически не удалась, и, хотя устал, решил завернуть к небольшому пруду среди поля. Согнувшись и, прикрываясь пожухлыми бурьянами, подошел почти к берегу, выпрямляюсь и вижу: из-за мыска осоки и рогоза небольшие колебания воды (было безветрие) и выглядывает головка утки.
Читайте материал "Тренировка перед открытием сезона: скит и трап"
Сидячих стрелять не люблю, но, предположив, что это оставленный кем-то подранок, быстро выстрелил чуть правее головки. И в это мгновение раздается шум многочисленных крыльев, и над водой полетела плотная стайка чернетей числом не менее двадцати.
Выбираю крайнюю пару, выстрел – обе падают, снова подвожу под пару – падают три (стайка довольно плотная). Утки уже над противоположным берегом, выбираю еще двух соседок, и те падают на сухое, но одна – подранком.
Стрельба закончилась, так как в магазин МЦ 21-12 я больше трех патронов не закладываю. Ускоренным аллюром двигаюсь вдоль берега к последней паре, обратив внимание на тех, что на воде. Из пяти две ходят кругами, но головки в воде, значит – готовы. На берегу одна распласталась на траве, а другую пришлось догонять.
Вернулся к осоке, за которой сидела эта стайка. Там вместо одной, по которой стрелял, в метре лежала еще одна. Итого девять чернетей четырьмя выстрелами. Если бы я начал быстро стрелять просто по стае, вряд ли была такая результативность, да и удовлетворение от стрельбы было бы неполное, а тут хоть исполняй пляску дикаря.
Читайте материал "Как научиться метко стрелять"
Радость не столько от количества добытых уток, сколько от четких, разумных выстрелов. Но как бы хорошо не велась стрельба, здесь было хорошее везение, так как из девяти птиц только одна оказалась подранком, и то на сухом месте, и все пары, в которых были пущены заряды, были добыты и даже «с привесом».
Этот пруд в тот год оказался везучим. Через несколько дней также по пути домой, выйдя к нему, поднял пять чернушек под противоположным берегом. Полет одной остановил еще над водой, по второй промазал и больше не стал стрелять, так как далековато, а кругом трава.
Провожая глазами улетающую группу, увидел уже вдали отделившуюся в сторону одну точку, которая пошла вниз и скрылась из виду на фоне леса в направлении моего пути к дому. Подняв трофей, пошел в сторону дома.
Попался тракторный след, по которому в траве проще идти, и, пройдя метров триста, увидел в соседней колее утку, лежащую белым брюшком вверх. Нагнулся, потрогал – теплая, значит, моя и промаха не было. Десять минут назад не повезло, но везение вернулось.
Читайте материал "Как успешно стрелять по фазанам"
В молодые годы приехал в свою деревню в августе в отпуск. У родителей гостила племянница матери с двумя малыми детьми, и к ней на выходной приехал муж. Увидев мои сборы на охоту, попросил взять и его.
Гостям отказывать не принято, сходил к соседям, взял свободное ружье, поделился своим немногочисленным боекомплектом, и вот мы на Головцовском болоте.
Охотником он не был, одежда неподходящая и короткие сапоги, поэтому я направил его по сухому берегу, где вода местами подходила почти к берегу, и объяснил, что место встречи будет в березняке у кочек с брусникой. Сам же отправился по противоположному берегу, топкому и заросшему кустами и тростниками, где часто добывал лысух.
Расположение разных плесов и заливчиков на этом болоте я знал хорошо, поэтому вышел к узкому заливу между двумя стенами тростников в нужную точку за кустиком.
Ходил в то время на охоту в старых штанах, внизу обвязывал тесемками, чтобы защитить ноги от всяких колючек, а обувь – кеды, поэтому передвигался по болоту легко и бесшумно. Погода была теплая и здоровье позволяло.
Читайте материал "Выстрел в меру - гарант успеха"
Осторожно выглянул из-за куста, лысух на этот раз там не было, а мирно дремали четыре уточки, спрятав головки под крыло. Я присел и стал соображать, что это за дичь.
Тогда я знал на наших водоемах только чирков, крякв и лысух, осенью иногда чернеть. А здесь размер между чирком и кряквой, цвет оперения не тот, время возможных хлопунцов прошло.
Сидели уточки попарно, расстояние между ними не более 30–40 см, а между парами – метра два. Снова приподнимаюсь в готовности № 1, стреляю по одной паре и тут же по второй, которая успела только поднять головки. Из каждой пары по одной осталось на месте, а другие поплыли в разные стороны к тростникам.
Быстро перезаряжаю (была легкая французская двустволка, которую дядька оставлял в деревне, так как приезжал охотиться только сюда, а мне не было еще 18 лет, и на свое ружье денег еще не заработал) и налево-направо остановил их движение перед самыми зарослями.
Это место было довольно глубокое, пришлось раздеться, чтобы не мочить всю одежду. С удивлением рассмотрел новый для меня вид уток (оказались серые) и, одевшись, направился в обход болота к месту назначенной встречи, чтобы не заставлять долго ждать напарника, да и трофеев было уже достаточно.
Уток разместил вокруг пояса за полы вельветовой куртки болотного цвета, пояс которой плотно облегал бедра. В те времена при однодневных охотах я рюкзак не брал, лямки мешали стрелять, а сейчас хожу с камуфляжной сумкой типа ягдташа.
Нового приятеля нашел за сбором брусники. На его вопрос «кто стрелял?» ответил, что выстрелы были мои. А на вопрос о результате стрельбы молча расстегнул пуговицу пояса куртки и на землю выпали четыре утки.
Читайте материал "Интеллектуальная составляющая в стендовой стрельбе"
Несколько мгновений была немая сцена, потом поздравление, поход к дому, а вечером проводил его на поезд. А в следующий выходной он привез сапоги, ружье ТОЗ БМ и готовые заводские патроны, которые мне тогда были не по карману.
Приобрести ружье в то время (1953 г.) было просто, не требовался сбор многочисленных медицинских справок, не нужно было часами сидеть в коридорах МВД, даже наличие охотбилета не требовалось. С тех пор мы с Борисом Александровичем Губициным стали хорошими приятелями, несмотря на пятнадцатилетнюю разницу в возрасте.
Помимо Смоленской области охотились в Московской, Костромской, Владимирской. В дальнейшем и его сын Павел также стал охотником и ездил со мной на мотоцикле еще в юношеском возрасте.
Так что удачный дуплет по серым уткам с элементом везения, помимо удовлетворения от выстрелов, привел к дружбе с хорошим человеком и в последующем заядлым охотником. Здесь мне повезло еще больше. Жаль только, что он и его сын рано ушли из жизни.
В наших поездках с Борисом нам, как правило, везло, может, потому, что хорошо понимали друг друга, и от своих походов всегда получали удовлетворение, не особенно заботясь об обилии трофеев.
Как-то в период «бабьего лета» обошли ряд водоемов – ничего нет, утка где-то затаилась на линьке. И вдруг на одном открытом водоеме видим двух плавающих крякв.
Прикрываясь кустами, подошли метров на шестьдесят. Далеко, но, учитывая, что много чистой воды, где удобно добрать подранка, пошептавшись, решили стрелять. Заложили «дальнобойную» двойку, прикрываясь крайним кустарником, сократили еще метра три пространства, и по команде также шепотом на «три-четыре» бахнули каждый по своей.
У нас было правило: каждый стреляет в ту цель, которая на его стороне (лево, право), независимо от того, сидячие это утки или в полете. Два выстрела слились в один, дробовая рябь вокруг уток – и они закружились на месте, только головки не подняты вверх, а опущены в воду.
Читайте материал "Выбираем пневматическое оружие для охоты"
Пришлось раздеваться, так как из-за глубокой воды сапоги здесь были не помощники, хотя к этому периоду с экипировкой у меня все уже было в порядке. Придя домой, сами ощипали тушки и обнаружили, что у каждой было попадание в шею, а зацепы по корпусу были неубойными.
Здесь было явное везение, но и хорошие патроны также имели немаловажное значение. Заряжали мы их сами, с учетом всех тех рекомендаций по улучшению кучности боя дробовых патронов, которые давал Толстопят в своей книге о снаряжении патронов.
В заключение хочется пожелать заядлым охотникам побывать со своими верными, проверенными друзьями на охотах в облюбованных местах и угодьях и повстречаться с дичью.
А хорошему, дружному мини-коллективу, где все члены хорошо понимают и уважают друг друга, на охотах почти всегда сопутствует удача и везение. «Будет вам и белка, будет и свисток». А возможные промахи и мелкие неудачи нивелируются общим хорошим настроением.