Классическая тяга — с мелким теплым дождичком, легкой дымкой-испариной, поднимающейся от оттаявшей земли, с приятным прелым ароматом прошлогодних листьев.
С густым смолянистым запахом молодой хвои и проснувшихся от наступившего тепла почек лиственных деревьев.
Свежей нежно-зеленой травой, пробивающейся сквозь пожухлую, седую подстилку.
Это птичий хор, наполняющий вечерний лес тысячами голосов.
Блеющий над головой бекас. Кваканье лягушек, копошащихся в прогретой болотине.
Ожившие муравейники. Гогочущие клинья гусей. Все это — она! Весенняя классика!
В последнее время редко получается попасть на идеальную тягу. Но сегодня именно такой день! Когда все пазлы сложились в идеальную картинку. Остается только, замерев, наблюдать и слушать, ожидая долгожданное «хор-хор, цвык»…
Кончившийся в обед дождь снова заморосил. Ветер постепенно стих, нагнав новые дождевые облака. Воздух потеплел, наполнив лес приятной испариной. Заряжаю в стол старенького ИЖ-17 самодельную «девятку» и плавно закрываю ствол.
Первое ружье моего отца! Первое мое ружье, переданное мне по наследству из рук в руки! С ним начинались мои первые шаги в увлекательный мир охоты! С него был добыт мой первый вальдшнеп ровно тридцать лет назад! Да… Немало воды утекло с тех пор!
Незаслуженно забыл я тебя на долгие годы! Но все вернулось на круги своя! И вот ты опять в моих руках, как в старые добрые времена! Надежный и верный, несмотря ни на что! Ну что?! Тряхнем стариной?!
Намокшая птичья «мелочь» притихла. Лишь маленькому бекасу, пикирующему над моей поляной, раз за разом моросящий дождь не причинял никаких неудобств. В стороне поля забубнил одинокий тетерев, приведя меня своим бормотанием в восторг и удивление одновременно!
Да, в этом году с тетеревом не вышло! Постоянные дожди, с перерывами на час-два, так и не дали посидеть в шалаше, полюбоваться лирохвостыми краснобровыми косачами.
Осторожное шлепанье по воде, прямо за моей спиной, заставило медленно обернуться. Крупный лось не спеша шел к солонцу, находящемуся на противоположном краю поляны. Мокрый черно-бурый бык остановился в пятнадцати метрах от меня, забавно шевеля большими ушами, слушая шуршащий от дождя лес.
Наконец, уловив мой запах, он повернул массивную голову в мою сторону, раздувая ноздри. «Здрасьте», — произнес вежливо я, сняв при этом шляпу с головы. Секундная пауза, и опешивший лось рванул с места в карьер, шлепая по воде копытами и треща сухостоем. Ну вот, даже не поздоровался! Сам я тоже хорош, испортил сохатому ужин!
Вальдшнепиное хорканье оборвало неспешный ход моих мыслей! Поворачиваюсь на приближающийся звук, взводя курок. Вот он, замелькал бурой тенью между веток деревьев! Еще пару секунд, и вальдшнеп появится над моей полянкой. Поднимаю ружье с появлением кулика.
Длинноносый ночной бабочкой выпархивает на поляну в двадцати метрах от меня. Сопровождаю его стволом, вынося вперед. Гром выстрела эхом разносится по влажному лесу. Хор-хор, цвык — продолжил свой полет невредимый лесной гуляка! Скатертью дорожка!
Дрожащими руками переламываю одностволку, продувая ствол. Красота! Ловлю себя на мысли, что ни капли не расстроен после промаха! Достаю из ягдташа очередной патрон с «девяткой» и вкладываю в ствол.
Га-гак, га-гак! — раздалось приближающееся гоготание гусиной стаи. Пытаюсь рассмотреть гогочущих птиц, но они проходят стороной, явно намереваясь сесть на ночевку на ближайшее поле.
Очередной приближающийся кулик заставляет забыть про гусей, сконцентрировавшись на нарастающем звуке! Хор-хор, цвык, хор-хор, цвык. Провожаю стволом пролетающего над головой вальдшнепа.
Когда, казалось, пауза слишком затягивается, прозвучал выстрел. Пух полетел из летящего кулика, и сраженная дробью птица камнем рухнула на край поляны. Красивый получился выстрел!
Подбегаю к своей добыче, бережно беру в руки еще теплого вальдшнепа. Смахиваю выбитое перо, приглаживая, ложу в ягдташ. С почином! Если больше ни одного не увижу, не беда! Охота уже состоялась! Но, похоже, это еще не конец!
Будоражащее знакомое и такое желанное хорканье донеслось из глубины леса. Судорожно меняю стреляную гильзу на снаряженный патрон как раз в тот момент, когда вальдшнеп показывается на глаза. Не вылетая на поляну, длинноносый кулик тянет краем леса, над деревьями, приближаясь ко мне.
Провожаю его стволом до небольшой просеки, что напротив меня. Только лес расступился, громыхнул мой выстрел. Подломив крыло, подстреленный вальдшнеп закрутился в воздухе, словно кленовое семя, медленно планируя к земле. Моему восторгу нет предела!
В глубине леса слышатся ружейные выстрелы. Алексея с Сергеем удача, надеюсь, тоже не обошла стороной!
В последующие двадцать минут, в пределах видимости, прошли пять вальдшнепов, но для уверенной стрельбы далековато! Но вот, наконец, этот тянет прямо на меня! Щелкнул взведенный курок! Длинный толстостенный вороненый ствол пополз вверх, навстречу приближающейся птице.
Капли дождя на стволе мешают прицеливанию, но времени протереть ствол уже нет! Вот он! Серой тенью выпорхнул из леса на край поляны, прямо напротив меня! Хор-хор, цвык, хор-хор, цвык, заполняя собой сумрачный лес, звучит странная, загадочная и такая завораживающая весенняя классика!
Бах! — ударил гром выстрела, словно барабан, поставив финальную точку в классическом произведении под названием весенняя охота!
Но «дирижер» на небесах, махнув своей палочкой, продолжил гениальную симфонию! Хор-хор, цвык, хор-хор, цвык! — полилась дальше бессмертная музыка, восхищая и будоража своей красотой!