Если в первых двух видах охоты я участвовал, то в третьей лишь один раз был наблюдателем.
В этом году мне выпала удача поучаствовать в такой охоте.
Инициатором охоты на сурка был мой давний друг Василий, опытный охотник и просто замечательный человек.
Узнав о том, что я в ближайшие дни буду находиться в родных пенатах Воронежской области, сразу же пригласил меня на это интереснейшее мероприятие.
В связи с этим к сборам в отпуск добавилось несколько пунктов: взять винтовку 223-го калибра, патроны с экспансивной пулей, маскировочный халат и документы.
Обязательно оптический прицел или бинокль, ведь охота на сурка-байбака привлекает только тех, кто уверен в своей меткости на дальности от 100 метров.
Поездка от Москвы до места встречи на автомобиле заняла ни много ни мало восемь с небольшим часов.
Вот я и на месте. На охотничьей базе меня уже ждали и пригласили за стол. Гостеприимство у охотников — дело чести.
Отдохнув с дороги, мы оформили документы, необходимые для предстоящей охоты. Утренней охоты не состоялось в связи с резким изменением погоды.
Проливной дождь и порывистый ветер отложили наш поход до улучшения погоды. Потрескивание дров в камине и охотничьи байки сократили время ожидания.
К обеду погода улучшилась, и у нас появилась надежда выехать в угодья.
Подъехавший УАЗ-«буханка» дал понять, что пора брать свои вещи и быстро грузиться. Так и произошло. Егерь Александр, не выходя из машины, подал нам знак двойным звучанием автомобильного сигнала.
Погода улучшалась на глазах. Живописная дорога вела нас через густые леса, поля, засеянные пшеницей, и меловые сопки. Окружающий мир в очередной раз заставил восхищаться душевной природой воронежского края, богатой на разные виды флоры и фауны.
Оставив автомобиль под огромной сосной, мы проследовали к подножиям сопок, заходя на южные склоны, как раз там и находились колонии сурков-байбаков. Александр достал бинокль и стал производить разведку нор и поиск сурков.
А мы с Василием сквозь призмы оптических прицелов уже наслаждались появившимися зверьками. Сурки, стоя на задних лапках, были грациозны. Они вели себя очень осторожно. Находясь возле края норы, посвистывали друг другу, иногда делая паузы.
Перебегая от норы к норе, сурки успевали питаться цветками растений. Этот пасмурный день как раз был очень благоприятен для бодрствования и питания байбаков.
Насладившись видами живой природы, мы приступили к охоте. Александр провел с нами инструктаж. Объяснил, чтобы сделать выстрел, необходимо определить визуально или с помощью оптики расстояние до сурка.
Прицеливание производить только в голову и только патроном со специальной пулей. Так как попадание в туловище или другие части тела зверька приведет к его ранению. Сурок в свою очередь инстинктивно нырнет в нору и достать его будет невозможно, таким образом, трофей пропадет.
Сурок дойдет в норе, а охотнику, при наличии следов крови, засчитают результативный выстрел, то есть зверек будет считаться добытым.
«Выбор сурков определяю я», — сказал Александр. Дал нам команду зарядиться и быть внимательнее. «Если не уверен, не стреляй, отложи выстрел», — добавил с иронией наш егерь.
Очередь стрелять первым выпала мне. Чувствовалось внутреннее волнение и напряжение.
«Ориентир — куст слева! Твой, стреляй!» — скомандовал Александр. Правый глаз взором окунулся в прицел. Найдя ориентир, рядом я увидел сурка. Зверек был уж очень осторожен, периодически двигал головой, нагибался, переползая.
Через тридцать секунд сетка прицела начала плавать. Напряжение нарастало. Я сделал выдох, вдох и, собравшись с мыслями, затаил дыхание, прицелился еще раз. Перекрестие легло ровно в голову.
Сняв большим пальцем предохранитель, плавно нажал на спусковой крючок. Выстрел нарушил царящую тишину. Зверек слег. Однако через несколько секунд нырнул в нору.
«О чем я и говорил. Стреляй в голову. Поражение», — буркнул егерь.
Время стрелять пришло моему другу Василию. Выдержав паузу, егерь указал ему направление. Мы продолжали наблюдать. Сурки с осторожностью стали появляться то слева, то справа. Неожиданно прозвучал выстрел.
Сурок был добыт так быстро и чисто, что этим выстрелом был восхищен не только я. «Отличный выстрел!» — с восторгом крикнул Александр. «Да, опыт не пропьешь», — сказал я и стал ждать команды. Но команда была другой.
Поставив ружья на предохранитель, мы пошли забирать добытый другом трофей. Поднявшись по склону мелового холма до нор, Александр показал мое неточное попадание. Следы крови присутствовали на краю норы. Я не отрицал и довольствовался тем, что так вышло.
Подойдя до места стрельбы друга, мы увидели лежащего возле норы сурка. Поздравив Василия с полем, мы спустились вниз и проследовали к машине, чтобы перебраться к другой колонии.
Выбрав укрытие и места для стрельбы, стали наблюдать. «Сурки есть, — сказал егерь, — Алексей, между двумя большими деревьями — твой». В этот раз я учел все свои ошибки. В первом выстреле я забыл про расстояние. Из-за этого и попал не по месту. Расстояние до сурков составляло от 100 до 150 метров.
Найдя зверька, выбрал нужное перекрестие сетки прицела, прицелился, замер. Сурок стоял неподвижно, смотря в одну сторону. В этот раз я все сделал четко и быстро. Зверек был добыт. Вот и я себя почувствовал метким стрелком, заработав и от друга, и от нашего егеря похвальное слово.
Поочередно мы добыли необходимую норму на каждого. Собрав сурков, сделали фото на память. Погода способствовала красивым кадрам.
Максимальный вес сурка составил семь с половиной килограммов. Минимальный — пять. Охота на сурка-байбака начинается в начале июля и продолжается до середины августа. Так что вес сурка может достигать свыше десяти килограммов.
Приехав на базу, первым делом приступили к разделке трофеев. Как говорилось в юмористической программе «Смехопонарама», сурок — это не только ценный мех, но и килограммы ценнейшего диетического мяса. А самым главным в добыче этих зверьков является сурчиный жир.
Как мясо, так и жир необходимо правильно приготовить. И повышение иммунитета вам гарантированно на целый год.
Вторым делом почистили ружья. А после всего проделанного нас ждал долгожданный ужин и обсуждение проведенной охоты.
Вот такая снайпинговая охота на сурка-байбака прошла у меня в угодьях Воронежской области.