В окладе лоси

К утру слегка подморозило. Снег, шедший вчера весь день, прекратился. Вокруг стояла необыкновенная тишина. Дышалось легко и приятно. Предчувствие подсказывало мне, что сегодня нас ждет удачная и интересная охота, а оно меня еще ни разу не подводило.

Пока мы расписывались в листе инструктажа и слушали устные наставления руководителя охоты, один из егерей поехал обрезать оклад, в котором должен был пройти первый загон.

Итак, к отстрелу разрешена одиночная корова или бык, причем корова предпочтительнее, потому что лимит по быкам уже выполнен.

Никому из нас лишних слов говорить не нужно, все предельно ясно. Грузимся в «Шишигу» и выезжаем.

По пути встречаемся с егерем, который на «Каракате» производил разведку.

По его словам, из оклада вышло три лося (бык, корова и телок), но остался еще один лось, и поэтому решено расставляться на номера. По очереди выпрыгиваем из машины, перекрывая возможные переходы зверя.

Я встаю на предпоследний номер, в углу поля, отделяющего березово-осиновый мелятник от точно такого же, находящегося за нашими спинами. Справа от меня, в ста пятидесяти метрах, стоит Александр, слева, в ста метрах за перелеском — егеря на машине. Машу им рукой, обозначая себя.

Заряжаю карабин и, очистив от снега небольшой пятачок земли под ногами, замираю в ожидании. Буквально через пять минут морозную утреннюю тишину наполняют далекие крики загонщиков.

От меня до кромки леса около ста метров, так что если лось появится в моем секторе стрельбы, у меня будет достаточно времени, чтобы произвести прицельный выстрел. Голоса загонщиков постепенно приближаются, а выстрелов так и нет ни на одном из номеров.

Вдруг справа, в пятидесяти метрах от меня, низко стелясь к траве и боязливо озираясь на приближающиеся голоса людей, промчалась огненно-рыжая лисица. Я провожаю ее взглядом, пока она не скрывается за моей спиной.

Перед расстановкой на номера во втором загоне. ФОТО ДМИТРИЯ ВАСИЛЬЕВА 

Один за другим крикуны» выходят к номерам. Машина, взревев двигателем, ползет в обратном направлении, по пути собирая охотников. Из объяснений Владимира становится ясно, что лось в загоне все же был.

На него вышла небольшая коровка, которую охотник отпустил без выстрела. Вся наша команда единогласно одобрила его решение, ведь день только начался и шанс добыть нужного нам зверя еще очень высок.

Поэтому не теряя времени, переезжаем в другой массив леса на второй загон. Места здесь просто созданы для лося: зарастающие молодняком осины и ивняком поля, перелески, переходящие в сплошной лесной массив, разрезанный просеками, ручьи и небольшие речушки с заболоченными низинами. Весной тут непременно должна быть великолепная вальдшнепиная тяга…

Мои мысли нарушает резкая остановка машины. Приехали. Тихо покидаем кузов и, выстроившись в цепочку, уходим на номера вслед за охотоведом. В этот раз мы будем стоять на полувышках, находящихся на краю просеки шириной не больше тридцати метров. Всюду видны следы лосей и кабанов.

Мой номер третий. Забираюсь на вышку и сразу же за своей спиной в глубине леса слышу визг кабанов. Досылаю патрон в патронник и, поставив карабин на предохранитель, застываю в ожидании начала загона. Опомнившись, вешаю сумку с фотоаппаратом на перекладину вышки таким образом, чтобы в случае выхода на номер кабанов быстро взять камеру и успеть сделать несколько снимков.

Охотиться с полувышек гораздо удобнее, чем с земли: и обзор шире, и стрельба безопаснее. ФОТО ДМИТРИЯ ВАСИЛЬЕВА 

Оставшиеся три номера тоже занимают свои места, и тут же загонщики разрывают зимнюю тишину звонкими криками. Мои слух и зрение ловят каждый звук, каждое движение, но пока зверь себя никак не проявляет. Голоса загонщиков приближаются с каждой минутой, становясь все отчетливее и громче.

Внезапно в двухстах метрах правее меня в лесу заработала лайка, постепенно смещаясь к соседнему номеру. В какой-то момент глаз улавливает перемахнувшее через просеку черное пятно прямо напротив соседнего номера, в том месте, где лежит упавшая сосна. Все происходит так быстро, что я не успеваю понять, это зверь или кобель восточноевропейской лайки.

Через несколько минут из леса выходит один из егерей, а это значит, что и второй загон не принес никому удачи. Разряжаю оружие и спускаюсь с полувышки. Несмотря на отсутствие выстрелов, зверя на номерах все же видели.

Два крайних номера наблюдали секача, который, пройдя вдоль номеров, застыл в тридцати метрах напротив Николая и стал прислушиваться к крикам загонщиков. Виденное мной черное пятно оказалось собакой, а другой секач проскочил с противоположной стороны упавшей сосны, в двадцати метрах от номера.

Владимир видел работающую по зверю собаку, а вот самого кабана в густом подлеске рассмотреть не смог. Мне же оставалось только слушать своих коллег и радоваться их удаче. Собрались у машины, обсудили очередной загон, погрузились в машину и отправились дальше.

ФОТО ДМИТРИЯ ВАСИЛЬЕВА 

В окне кузова мелькают березовые колки, перелески, просеки, машина поворачивает вправо к газовому трубопроводу и, проехав по дороге несколько километров, снова съезжает с дороги в поле, направляясь в сторону леса. Как только ветки деревьев заскребли по железному кузову, машина остановилась.

Соблюдая тишину, выстраиваемся в цепь и направляемся на номера. В этот раз полувышки находятся на краю широкой просеки под резервную высоковольтную линию.

С противоположной стороны просеки находится участок смешанного леса шириной километр, в котором должны быть лоси. На первом номере остается один из егерей, он прикрывает правый флаг, на втором номере — Владимир.

Я занимаю третий номер, следующим, в ста метрах становится Сергей, в двухстах метрах левее меня Александр и замыкает стрелковую линию Николай. Я беру фотоаппарат, заряжаю карабин, жду начала загона.

Вдруг в глубине оклада, напротив меня, чуфыкнул тетерев. Или это мне послышалось? Но нет, вскоре я вижу летящую на меня стаю тетеревов, потревоженную приближающимися криками загонщиков.

Полтора десятка чернышей и кур, залетев за спину, рассаживаются где-то в березняке и начинают бормотать, наполняя зимний лес волнующими звуками. Справа плетью щелкает выстрел, а через пару мгновений второй. Мысленно поздравив счастливчика с полем, я разряжаю карабин и беру в руки фотокамеру. И не зря, как оказалось.

Третий загон увенчался успехом. Трофей добыт! ФОТО ДМИТРИЯ ВАСИЛЬЕВА 

В ста пятидесяти метрах, чуть правее, из оклада выскакивают три взрослых лося и бегут на номер Владимира. А несколько мгновений спустя на мой номер выходит лосиха, которую я с удовольствием фотографирую. На егеря, прикрывавшего правый фланг, после выстрела выходят одиннадцать лосей…

В этот раз удача улыбнулась Александру, который метким выстрелом добыл вышедшую на его номер одиночную корову. Каждый из нас видел зверя и получил огромный заряд энергии и позитива от знакомства и общения с хорошими людьми и истинными профессионалами своего дела.