Ночной отлов таинственных птиц

Гаршнепов мне приходилось отлавливать попутно при ночном поиске вальдшнепов

Изучая различные виды куликов по роду свой профессиональной деятельности, я в наименьшей степени занимался такими видами, как вальдшнеп и гаршнеп.
 

Вальдшнепы встречаются повсеместно среди различных типов леса, его вечерний токовой полет с характерным «хорканьем» известен многим любителям природы и охотникам. А вот скрытный образ жизни этого кулика до сих пор изучен недостаточно хорошо. Несмотря на то что его причисляют к лесным видам птиц, вальдшнеп значительную часть времени проводит на лугах и пастбищах, где активно кормится в ночное время. Еще более скрытный образ жизни ведет гаршнеп, заселяющий преимущественно переходные и низинные болота. Его активность также приходится на сумеречные и ночные часы. Как правило, гаршнепы выбирают гораздо более влажные участки, чем бекасы. В пойме они иногда встречаются прямо среди залитых водой кочек осоки. Бредешь, бывало, по колено в воде, и вдруг глядь — прямо из-под ног вылетает небольшая птичка, порхающим полетом чем-то напоминающая бабочку. Кстати, близкая дистанция вспугивания является одной из особенностей поведения гаршнепа. И дупель, и бекас, схожие по поведению и внешнему виду птицы, взлетают, как правило, на расстоянии до 5–10 м.

Ближе познакомиться с вальдшнепом и гаршнепом мне довелось на протяжении последних пяти лет моей работы. А ночным отловом этих птиц я стал заниматься недавно. Надо сказать, что новую оригинальную методику ночного отлова вальдшнепа разработали французские ученые Ив Ферран и Франсуа Госсман. Знакомый по переписке с этими специалистами, я был приятно обрадован, получив приглашение на участие в конференции Рабочей группы по изучению вальдшнепа и бекаса. На этой конференции французские коллеги продемонстрировали методы ночного отлова вальдшнепа. При проведении семинаров и обсуждении различных вопросов у нас возникла идея реализации проекта по отлову и кольцеванию вальдшнепа на территории Беларуси. Следует сказать, что основные места зимовок европейского вальдшнепа находятся на территории Франции. Беспокойство государственных служб по регуляции охоты и охране фауны вызывает значительная доля добычи этого вида в европейских странах, прежде всего во Франции и Италии. Одной из задач, которые ставят перед собой французские ученные, является выяснение путей миграции этого вида, а также установление динамики численности европейской популяции и тенденций ее изменения. В настоящее время во Франции, благодаря усилиям ученых, отлавливают и кольцуют весьма значительное количество мигрирующих и зимующих вальдшнепов (до 7000 тысяч в период с ноября по декабрь).

Вернемся же к ночным отловам у нас в Беларуси. Обговорив на конференции с французскими коллегами различные нюансы, мы решили организовать совместную экспедицию по отлову вальдшнепа на территории Беларуси. Предварительно я с коллегами подобрал несколько участков для работ в период осенней миграции, где должны были пройти работы по кольцеванию. В этой экспедиции приняли участие и известные российские ученые Сергей Фокин и Петр Зверев, активно изучающие вальдшнепа на протяжении почти двадцати лет. Кстати нужно сказать, что их книга «Вальдшнеп и охота на него» с подробным рассказом о жизни вальдшнепа пользуется огромным успехом у белорусских охотников.

Наша совместная экспедиция началась в конце сентября на территории Березинского заповедника, а затем, передвигаясь на машине, мы исследовали и другие районы. Нужно отметить, что технически метод отлова вальдшнепа довольно прост. Используется мощная галогенная фара 75–100 Вт и сачок на длинном (до 9-ти метров) пластиковом удилище. Птицы высвечиваются мощным лучом света, а затем к ним осторожно приближаются и накрывают сачком. У опытных ловцов успех может достигать 40 %, что очень неплохо, учитывая осторожность птиц. Одна из трудностей отлова — вовремя заметить птицу, сливающуюся с окружающей растительностью окраской своего оперения.

Сейчас какие-то воспоминания сливаются воедино, но острота переживаний от азарта во время отлова птиц сохранилась до сих пор. Вот упаковав оборудование, в сгущающихся сумерках мы выезжаем на заранее определенное место для проведения отлова. Разделившись на две группы, мы приступаем к поиску птиц на просторном лугу. В луче фары поблескивают капельки росы, от дыхания клубится пар. Вдруг вдали мелькают и гаснут огоньки, луч снова выхватывает светящиеся глаза. Да это просто заяц! Перемещая дальше луч, натыкаемся снова на зеленовато светящиеся глаза — это уже лиса, вышедшая на ночную охоту. Лисы довольно часто попадаются во время ночных отловов, они не беспокоятся, если к ним близко не приближаешься. Но вот Франсуа, несущий фонарь, замирает, и я, остановившись у него за спиной, замечаю рыжеватую птицу, глаз которой отсвечивает красным огоньком. Наконец-то вальдшнеп! Один шаг, другой... Франсуа Госсманн с фонарем и Петр Зверев с сачком слаженно приближаются к затаившейся птице. Медленно подводится удилище, и плавным движением сачок начинает опускаться на птицу. Вальдшнеп, высвеченный лучом, замирает. Еще мгновение и... Есть, первый! Проводим взвешивание и кольцевание птицы. Выпущенный вальдшнеп, хлопая крыльями, скрывается в ночном небе.

Вторую птицу дают попробовать отловить мне. Снова мы медленно движемся, черкая лучом фонаря по росистому лугу. Я иду за правым плечом Сергея, который держит в руках фонарь, на его плечах рюкзак с аккумулятором, а весит он немало — 6 кг. Если таскаешь на плечах их сразу два, то к концу отловов усталость дает себя знать. Но вот наконец мы обнаруживаем птиц. Мой пульс учащенно бьется, на земле сидят сразу два вальдшнепа. Вот так удача! Слаженно, шаг за шагом, подходим к птицам. Вот удилище в моих руках плавно уходит вверх и затем начинает медленно опускаться на птиц. Ближе, еще ближе! Наверное, остается метра полтора, и я ускоряю падение сачка. Хлопок, но все же одна из птиц выскакивает из-под обруча. Жаль! Но результат есть. Я подбегаю к трепыхающемуся вальдшнепу и беру его в руки. Да, после бекасов и дупелей, которых мне часто приходилось кольцевать, вальдшнеп кажется особенно крупным. Птицу можно охватить двумя руками. Что ж тут удивляться: вальдшнеп весит от 300 до 400 граммов, в то время как дупель — от 150 до 200, а бекас всего-то 100–130 граммов.

Ну а гаршнепов мне приходилось отлавливать попутно при ночном поиске вальдшнепов. Осенью со второй половины сентября начинается пролет этих таинственных птиц, часто задерживающихся у нас до заморозков, а то и зимующих. С удивлением я отметил, что во время пролета на определенных участках постоянно концентрируется до 4-6 птиц. Как правило, кормящиеся птицы встречались на заболоченных участках поймы, а часто по небольшим канавам и ручейкам. Интересно было наблюдать, как освещенный лучом гаршнеп замирал на месте среди медленно текущего ручейка, а затем, словно в раздумье, снова начинал двигаться в поисках корма, время от времени схватывая мелких беспозвоночных среди искрящейся воды. Гаршнепы часто подпускали к себе вплотную, а иногда я их замечал только после взлета, когда резко сдвинувшаяся тень пугала птицу. Отловленный гаршнеп выглядит совсем миниатюрным по сравнению с родственными ему вальдшнепом, дупелем и бекасом. Вес его обычно составляет около 50 граммов, и лишь с середины октября попадаются особи до 70–80 граммов, набравшие свой максимальный вес перед началом очередного броска к местам зимовки.

Сейчас за окном осень, летят на юг перелетные птицы, и я готовлюсь к очередному ночному отлову на пойменных лугах Березинского заповедника. В этот раз ночным отловам своеобразный колорит придает рев оленей, выходящих на окраины леса в поисках соперников, и, как знать, быть может, эта ночь будет более удачной при ночной охоте за таинственными птицами.