Необходимо, когда мы пишем закон для всей страны, иметь в виду разумных и сильных, а не пьяных и слабых… таких сильных людей в России большинство...

П.А. Столыпин

По-моему, принятый Госдумой 24.07.2009 г. Федеральный закон «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не критиковал только ленивый. Показательна в этом плане оценка закона, данная специалистами ВНИОЗ им. проф. Б.М. Житкова Н. Краевым и С. Матвейчуком в статье «Хотели как лучше, а получилось как всегда» («Охота и охотничье хозяйство» № 1, 2010): «Общий социальный ущерб от введения в действие заведомо недееспособного и, более того, деструктивного Закона «Об охоте…», значительно превысит возможные положительные эффекты немногих содержащихся в нем конструктивных форм».

Но власти не услышали ученых, специалистов охотничьего хозяйства и простых охотников. Наконец после двухлетней критики закона в Госдуме началась кропотливая работа по внесению изменений в него. Охотничья общественность с облегчением вздохнула. И каково же было ее изумление, когда эти поправки были опубликованы! Корректирующий закон от 14.06.2011 г. назывался «О внесении изменений в Лесной кодекс РФ и ст.71 ФЗ “Об охоте…”».

Все изменения коснулись только продления срока действия государственных и членских охотничьих билетов до 01.07.2012 г. Если бы знали господа депутаты, каково было разочарование охотпользователей! В охотничьих СМИ охотники, специалисты и ученые сошлись во мнении, что депутаты «страшно далеки от народа».

И вот опять стали бродить слухи о том, что якобы в верхних эшелонах власти пошли какие-то подвижки в сторону внесения в закон «Об охоте…» существенных изменений. Держу в руках кучу исписанных в недрах Госдумы и Правительства РФ бумаг, преследующих внесение изменений в закон «Об охоте…».

Председатель Комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии В.И. Кашин направляет в Совет Госдумы Федерального собрания РФ проект ФЗ №494994-5 «О внесении изменений в Федеральный закон “Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”», внесенный депутатами А.И. Фокиным, В.М. Резником, В.А. Пехтиным, А.Г. Шишкиным, Е.А. Туголуковым, В.Г. Малеевым, Е.А. Самойловым, М.П. Ненашевым, М.Ф. Загидулловым в проект порядка работы Государственной Думы на 24 октября 2012 года для рассмотрения в первом чтении.

Я назвал имена депутатов для того, чтобы страна знала своих героев. Этот проект был направлен в Правительство РФ и в администрацию Президента, откуда, по признанию В. Кашина, поступили в основном положительные отзывы. Но о каких изменениях идет речь? Не буду томить читателя и загляну в проект Постановления Госдумы. Там читаем:

1. Принять в первом чтении законопроект Федерального закона № 494994-5 «О внесении изменений в Федеральный закон “Об охоте…”», внесенный депутатами.
2. Направить указанный законопроект Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального собрания Российской Федерации, комитеты и комиссии Государственной Думы, во фракции в Государственной Думе, в Правительство Российской Федерации, Законодательные (представительские) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.
Установить, что поправки к указанному законопроекту направляются в Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии в тридцатидневный срок со дня принятия настоящего Постановления.

3. Комитету Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии доработать указанный законопроект с учетом поступивших поправок и внести его на рассмотрение Государственной Думы во втором чтении.

4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

Я приношу читателям извинения за столь подробное повествование о судьбе законопроекта № 494994-5. Так в чем же собственно его суть? Оказывается, народные избранники обеспокоились судьбой охотника. Статьи 20 (Охотник), 21 (Охотничий билет), 29 (Разрешение на добычу охотничьих ресурсов), 30 (Содержание разрешения на добычу охотничьих ресурсов) и 37 (Государственный охотхозяйственный реестр) закона «Об охоте…» взаимно дополняют и перегружают друг друга.

Это «может создать предпосылки для злоупотреблений… а именно в установлении требований о представлении законом «лишних» документов, не связанных с получением разрешения на добычу охотничьих ресурсов. Поэтому, учитывая возможные последствия принятия в такой трактовке положения пункта 1 статьи 30, можно сделать вывод, что процедура оформления разрешений на добычу охотничьих ресурсов будет усложнена, что противоречит концепции законопроекта».

Предлагается исключить из содержания разрешения на охоту избыточные данные об охотнике: паспортные данные, адрес и телефон места работы, дату выдачи охотничьего билета. Далее депутаты наделяют «уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (МПР) полномочием по утверждению различных форм разрешений на добычу охотничьих ресурсов и полномочием форм ведения государственного охотничьего реестра, что позволит обеспечить надлежащий контроль за объемами добычи охотничьих ресурсов и эффективное ведение реестра органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации». Очевидно, предлагается разработать разные формы разрешений, максимально упростив заполнение разрешений на массовые виды охотничьих ресурсов.

Следует сказать, что на законопроект поступили положительные отзывы четырех субъектов Российской Федерации. Остальные не выразили своего мнения, сожалеет г-н Кашин. А на что отзываться? Только остается сожалеть, что к работе над изменениями в закон опять не были привлечены ученые, специалисты и охотничья общественность. Какой-то междусобойчик получился. Без стеснения можно сказать: гора родила мышь.

Депутаты, видать, подзабыли слова президента из его указа, что к разработке общественно значимых законов необходимо привлекать общественность, и такие законы следует принимать голосованием в Интернете. Чей заказ выполняли названные депутаты? Опять вопрос. Если названные депутаты имеют ружья и охотничьи билеты (ОБЕФО), это еще не значит, что они «крупные специалисты» в области охоты и ведения охотничьего хозяйства. Только не надо говорить, что все делается в интересах простого охотника!

Господа депутаты! Вчитайтесь в название закона: закон «Об охоте и сохранении…». А где охотничье хозяйство страны? Из него исчезла целая отрасль народного хозяйства России. Вся возня ведётся вокруг да около этого закона только оттого, что вы не знаете, для кого его написали и для кого вносите изменения. Я для вас специально взял эпиграфом к статье мудрые слова великого реформатора России Петра Столыпина. Задумайтесь наконец: стране нужен закон «Об охоте и охотничьем хозяйстве», а «забота о сохранении охотничьих ресурсов» должна из него следовать.


ОТ РЕДАЦИИ

Проект Федерального закона № 494994-5 «О внесении изменений в ФЗ ''Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ''» (в части совершенствования правового регулирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов) был вынесен на рассмотрение Государственной Думой и принят в первом чтении 24 октября 2012 г.

Из всего многообразия поправок, предлагавшихся учеными, охотниками и специалистами МПР, в первом чтении были приняты только три. Нет сомнения, что их принятие позволит упростить правоприменительную практику закона, на чем особенно настаивает охотдепартамент и его руководитель А.Е. Берсенев. Однако посмотрим на сопроводительные документы более внимательно и пристрастно.

Проектом постановления ГД установлен тридцатидневный срок, в течение которого Комитет по природным ресурсам, природопользованию и экологии должен принимать поправки к указанному законопроекту. Если учесть, что на момент выхода газеты закончится первая декада ноября, то нам останется лишь пара недель до момента принятия закона во втором чтении.

Хочется надеяться, что тридцатидневный срок окажется достаточным, чтобы направить в профильный комитет ГД и остальные поправки, которые аккумулировались в охотдепартаменте МПР с момента принятия ФЗ «Об охоте…» в 2009 г. Хотя бы те, которые публиковались на сайте самого министерства. Надеемся также, что на этот раз думцы не ограничатся внесением «косметических» изменений в закон, а подойдут к нему серьезно.

В то же время некоторые формулировки документов по согласованию проекта ФЗ № 494994-5 с правительством и аппаратом Президента РФ говорят о том, что в будущем законодательная инициатива не распространится на другие, более существенные моменты закона, о чем мечтает большинство охотников и специалистов отрасли.

Предполагать так заставляют некоторые формулировки, подобные этой: «Принятие проекта Федерального закона в указанном виде не потребует ни дополнительных средств из бюджета, ни признания утратившими силу приостановления, изменения, дополнения или принятия других актов федерального законодательства». Казалось бы, рутинные и обязательные формулировки, но как символичен их смысл!

Хорошо разделять оптимизм некоторых руководителей отрасли, думая, что еще не настало время для существенной переработки закона «Об охоте….» или принятия его нового варианта, что это должно произойти в ближайшем будущем. Однако последовательное принятие незначительных поправок тактического характера лишь отдаляют принятие нового закона, отвечающего требованиям общества.
 

Что еще почитать