Из верхнего резца бобра делали небольшой струг для небольших работ по дереву. Что интересно, на зубе были сделаны пропилы для его фиксации к деревянной рукояти. Историки-реконструкторы попытались воссоздать инструменты из костей и зубов бобра. Получилось очень занимательно.
Верхний резец бобра вынули из черепа, далее заточили его на плоском камне с абразивной пастой из ракушек. Полученное лезвие всадили в костяную рукоять и укрепили клеем из смолы и золы. Есть несколько видеороликов, где видно, как такой стамеской вырезают примитивный орнамент на палке.
Кто знает, может быть, человек взял в руки инструмент, увидев то, как им пользуется бобр, может быть, бобр был наставником человека в резьбе по дереву? В недавних исследованиях доказано, что с помощью «бобровых инструментов» был нанесен орнамент на Большой Шигирский идол. Это древнейшая в мире сохранившаяся деревянная скульптура возрастом 12 100 лет! Идол сделан из лиственницы охотниками-собирателями эпохи мезолита.
Еще со времен мезолита установлен факт ношения человеком подвески из резцов бобра (Жилин М.Г., 2019). Имели ли они ритуально-религиозное значение или использовались как мини-инструмент, не известно. В Восточной Европе историки регулярно находят бобровые «зубы-подвески» с угловыми пропилами по краям резца или с просверленным отверстием на корне. Бобр в сознании древних людей был символом семейственности и тотемом водных угодий.
Предполагают также, что эти украшения носили на удачу в охоте. Зубы других животных тоже отмечены в поселениях древних славян. В частности, клыки лисицы были женским символом, олицетворяющим хитрость, вступление в брак, своего рода амулет для защиты. Медвежьи клыки, напротив, были оберегом мужским, являлись защитой от нападения (И.М. Петербургский, 2014).
Другой частой находкой в поселениях людей является таранная кость бобра. В ней просверливали отверстие, судя по заполированным краям отверстия — через него продевался кожаный ремешок или веревка. Носили такие обереги на шее или в качестве браслета.
Ношение таранных костей предписывают промысловиками-бобровникам (Тянина, 2011). Хотя не ясно, носили ли они их как оберег промысла на удачу или просто имели при себе с целью продаж.
Есть гипотеза, что оберег как-то связан с «мифом уязвимости пяты», амулеты таранной кости бобра давали «слабым», то есть детям и старикам для их «магической защиты» (Крыласова Н.Б., 2021). Такие артефакты встречаются на территории Древней Руси даже во времена принятие христианской веры. Хотя христианская церковь крайне отрицательно относится к амулетам, причисляя их к атрибутам магии, считая их узами души для человека.
Таранные кости находят в погребениях, чаще у скелетов детей. Возможно, кости бобра как-то использовали для игр по аналогии с игрой в альчики (бабки). Разумно предположить, что таранные кости бобра могли служить для настольных «игр в кости», а при погребении эти вещи укладывали как атрибут игр в загробном мире.
Я собрал несколько таранных костей с лап добытых мною бобров и попытался реконструировать этот предмет быта. Найти ему применение. И вот что у меня получилось.
Декоративная подвеска на шею. Сама по себе форма этой подвески не такая уж красивая. Нет в ней ни симметрии, ни полированности, как у когтя медведя, например. Резьбы на таранных костях при раскопках не отмечено, а значит, к ней относились как к простому бытовому предмету, а не как к украшению.
Погремушка. Я насадил несколько таранных костей на кожаный ремешок. Ну гремит. Но не звонко, чтобы, скажем, перебить детский плач или привлечь внимание ребенка. Сразу мне вспомнились погремушки эскимосов. Культура каменного века у них сохранилась до XX века. Так вот, погремушки у них — это резные фигурки животных из кости белуги, кита, моржа, тюленя. Они и гремят, и гладкие, приятные детской руке. Нет, таранная кость — это не погремушка.
Темлячная бусина. Бусины на современные высокотехнологичные ножи придумали городские EDC-выживальщики. Мегаполис настолько окислил им мозги, что каждое воскресенье они едут выживать в ближайший парк, где снимают очередное бушкрафт видео с сосисками, огнивом, складной пилой и тентом. Так вот, я нацепил таранную кость на темляк (я вообще не сторонник этих висюлек). Ну... вытягивать из ножен можно, если они глубокие и нож в них «тонет». Но все равно как-то коряво смотрится. Я бы более гладкую кость выбрал от ступни или лапы волка или медведя.
Древняя игра в кости. Я кидал на деревянный стол эти кости. Как-то не складывается идея партии. Кость ложится только двумя сторонами, не четырьмя. Гораздо проще взять тот же альчик барана, у того четыре грани, а если подточить его, то будет все шесть, вот тут уже азарт игры можно разбудить.
Разрешение на добычу бобров. Итак, предположим, вы боярин и даете грамоту холопу-бобровнику. Как вы ему выдадите лимит в 5–10 особей бобров? На бересте напишите, да хрен он ее прочитает! Потом явится с переловом со словами: «Безграмотные мы, боярин, не поняли, не разобрали, переборщили, переловили всех бобров-то». Даже сейчас у многих проблема с прочтением Правил охоты и с заполнением разрешений, что уж говорить о раннем Средневековье.
«Вот тебе, холоп, 5 таранных костей и добудь им пару», повелел боярин и пожаловал бобровнику пять костей на кожаном ремешке. А вдруг рейд в угодьях. Бобровник веревочку предъявит, на ней две пары таранной кости (левая и правая) и три одиночных (только правые). В мешке две шкуры, две струи. Все законно. Теоретически это возможно, передача данных, посланий через кости животных в обход письменности.
Пуговица. Моя жена проходила мимо стола, где лежали таранные кости. «О, пуговицы!» Вот оно, глубинное женское чувство, подумал я. Иголка, нитка, пуговица, сковородка... Да, все само складывается. Я продел через ушко петельку и попытался застегнуть пуговицу. Эврика!
Эта кость буквально создана для пуговицы. Ушко очень крепкое из кортикальной кости, отломать ушко у меня не получилось руками — рвались кожаные ремешки-петлицы. Таранная кость по форме треугольная, там даже с другой стороны выемка есть, куда ложится ремешок. Очень удобно застегивать, и держит «пуговица».