Кости бобра в быту древнего человека

В мезолитической культуре Волго-Окского междуречья VIII–VI тыс. до н. э. кости бобра имели широкое бытовое применение (М.Г. Жилин, 2021). В частности, половина нижней челюсти бобра представляла собой готовый инструмент в виде резца, которым можно заострить деревянную заготовку, прорубать им канавки. Кость этих инструментов сильно заполирована ладонями древних людей, что говорит об удобстве удержания инструмента даже без обмотки его кожей или сухожилиями зверей. На нижней челюсти бобра ближе к задней ее части имелось отверстие для ношения инструмента на поясе.

Из верхнего резца бобра делали небольшой струг для небольших работ по дереву. Что интересно, на зубе были сделаны пропилы для его фиксации к деревянной рукояти. Историки-реконструкторы попытались воссоздать инструменты из костей и зубов бобра. Получилось очень занимательно.

Верхний резец бобра вынули из черепа, далее заточили его на плоском камне с абразивной пастой из ракушек. Полученное лезвие всадили в костяную рукоять и укрепили клеем из смолы и золы. Есть несколько видеороликов, где видно, как такой стамеской вырезают примитивный орнамент на палке.

Кто знает, может быть, человек взял в руки инструмент, увидев то, как им пользуется бобр, может быть, бобр был наставником человека в резьбе по дереву? В недавних исследованиях доказано, что с помощью «бобровых инструментов» был нанесен орнамент на Большой Шигирский идол. Это древнейшая в мире сохранившаяся деревянная скульптура возрастом 12 100 лет! Идол сделан из лиственницы охотниками-собирателями эпохи мезолита.

Еще со времен мезолита установлен факт ношения человеком подвески из резцов бобра (Жилин М.Г., 2019). Имели ли они ритуально-религиозное значение или использовались как мини-инструмент, не известно. В Восточной Европе историки регулярно находят бобровые «зубы-подвески» с угловыми пропилами по краям резца или с просверленным отверстием на корне. Бобр в сознании древних людей был символом семейственности и тотемом водных угодий.

Предполагают также, что эти украшения носили на удачу в охоте. Зубы других животных тоже отмечены в поселениях древних славян. В частности, клыки лисицы были женским символом, олицетворяющим хитрость, вступление в брак, своего рода амулет для защиты. Медвежьи клыки, напротив, были оберегом мужским, являлись защитой от нападения (И.М. Петербургский, 2014).

Другой частой находкой в поселениях людей является таранная кость бобра. В ней просверливали отверстие, судя по заполированным краям отверстия — через него продевался кожаный ремешок или веревка. Носили такие обереги на шее или в качестве браслета.

Ношение таранных костей предписывают промысловиками-бобровникам (Тянина, 2011). Хотя не ясно, носили ли они их как оберег промысла на удачу или просто имели при себе с целью продаж.

Есть гипотеза, что оберег как-то связан с «мифом уязвимости пяты», амулеты таранной кости бобра давали «слабым», то есть детям и старикам для их «магической защиты» (Крыласова Н.Б., 2021). Такие артефакты встречаются на территории Древней Руси даже во времена принятие христианской веры. Хотя христианская церковь крайне отрицательно относится к амулетам, причисляя их к атрибутам магии, считая их узами души для человека.

Таранные кости находят в погребениях, чаще у скелетов детей. Возможно, кости бобра как-то использовали для игр по аналогии с игрой в альчики (бабки). Разумно предположить, что таранные кости бобра могли служить для настольных «игр в кости», а при погребении эти вещи укладывали как атрибут игр в загробном мире.

Я собрал несколько таранных костей с лап добытых мною бобров и попытался реконструировать этот предмет быта. Найти ему применение. И вот что у меня получилось.

Декоративная подвеска на шею. Сама по себе форма этой подвески не такая уж красивая. Нет в ней ни симметрии, ни полированности, как у когтя медведя, например. Резьбы на таранных костях при раскопках не отмечено, а значит, к ней относились как к простому бытовому предмету, а не как к украшению.

Погремушка. Я насадил несколько таранных костей на кожаный ремешок. Ну гремит. Но не звонко, чтобы, скажем, перебить детский плач или привлечь внимание ребенка. Сразу мне вспомнились погремушки эскимосов. Культура каменного века у них сохранилась до XX века. Так вот, погремушки у них — это резные фигурки животных из кости белуги, кита, моржа, тюленя. Они и гремят, и гладкие, приятные детской руке. Нет, таранная кость — это не погремушка.

Темлячная бусина. Бусины на современные высокотехнологичные ножи придумали городские EDC-выживальщики. Мегаполис настолько окислил им мозги, что каждое воскресенье они едут выживать в ближайший парк, где снимают очередное бушкрафт видео с сосисками, огнивом, складной пилой и тентом. Так вот, я нацепил таранную кость на темляк (я вообще не сторонник этих висюлек). Ну... вытягивать из ножен можно, если они глубокие и нож в них «тонет». Но все равно как-то коряво смотрится. Я бы более гладкую кость выбрал от ступни или лапы волка или медведя.

Древняя игра в кости. Я кидал на деревянный стол эти кости. Как-то не складывается идея партии. Кость ложится только двумя сторонами, не четырьмя. Гораздо проще взять тот же альчик барана, у того четыре грани, а если подточить его, то будет все шесть, вот тут уже азарт игры можно разбудить.

Разрешение на добычу бобров. Итак, предположим, вы боярин и даете грамоту холопу-бобровнику. Как вы ему выдадите лимит в 5–10 особей бобров? На бересте напишите, да хрен он ее прочитает! Потом явится с переловом со словами: «Безграмотные мы, боярин, не поняли, не разобрали, переборщили, переловили всех бобров-то». Даже сейчас у многих проблема с прочтением Правил охоты и с заполнением разрешений, что уж говорить о раннем Средневековье.

«Вот тебе, холоп, 5 таранных костей и добудь им пару», повелел боярин и пожаловал бобровнику пять костей на кожаном ремешке. А вдруг рейд в угодьях. Бобровник веревочку предъявит, на ней две пары таранной кости (левая и правая) и три одиночных (только правые). В мешке две шкуры, две струи. Все законно. Теоретически это возможно, передача данных, посланий через кости животных в обход письменности.

Пуговица. Моя жена проходила мимо стола, где лежали таранные кости. «О, пуговицы!» Вот оно, глубинное женское чувство, подумал я. Иголка, нитка, пуговица, сковородка... Да, все само складывается. Я продел через ушко петельку и попытался застегнуть пуговицу. Эврика!

Эта кость буквально создана для пуговицы. Ушко очень крепкое из кортикальной кости, отломать ушко у меня не получилось руками — рвались кожаные ремешки-петлицы. Таранная кость по форме треугольная, там даже с другой стороны выемка есть, куда ложится ремешок. Очень удобно застегивать, и держит «пуговица».