В их понимании охота – это несерьезное дело, всего лишь досуг с ружьем, они забывают при этом, что на охоту без ружья, пешим, голым и босым не пойдешь. Похоже, им непонятно, что для обеспечения охотой во всех странах мира существуют целые отрасли, специализирующиеся на производстве оружия, техники, специальной одежды и обуви, снаряжения.
Тысячи людей заняты разведением в вольерах и полувольных условиях копытных и охотничьих птиц под выстрел. Работают туристические фирмы по организации и проведению охоты для иностранных охотников. Не следует забывать работу клубов и секций по охотничьему собаководству и подсадным уткам. А пушно-меховое сырье, его скупка, переработка и реализация?
А сбор дикоросов, наконец? Да еще кафе, рестораны – деятельность некоторых из них ориентирована на использование мясных деликатесов из охотничьих трофеев.
Организуются и проводятся многочисленные охотничьи выставки оружия и снаряжения, выставки и испытания охотничьих собак. Определенные учебные заведения готовят специалистов, без которых невозможно вести охотничье хозяйство. Сюда следует отнести и граждан, занятых в области охраны и использования охотничьих ресурсов и среды их обитания.
В интересах специалистов и охотников функционируют сотни специализированных и периодических охотничьих изданий. Обслуживанием охотников и членов их семей в стране занято около 5,5 тысячи охотхозяйств различных форм собственности. Функционирование такой огромной охотничьей индустрии обеспечивает работой более 25 млн человек.
Как заявляют специалисты, в этой сфере деятельности прямо или косвенно заинтересовано почти 50% населения России. Встает закономерный вопрос: значит, и налоговые отчисления должны быть миллиардные? Увы. С началом действия закона «Об охоте…» налоговые поступления в бюджет заметно сократились и составляют около 700 млн рублей в год.
Для сравнения: охотничья отрасль только в 11-й пятилетке позволяла ежегодно закупать пушнины на сумму более 70 млн рублей, поставляла 17 тысяч тонн мяса копытных и бурых медведей и 500 тысяч голов пернатой дичи. Кроме того, на личное потребление охотниками шло 25 млн голов птицы и зайцев, более 10 тысяч тонн мяса копытных и бурых медведей.
Где все это? Сегодня потери в охотничьей отрасли достигают ежегодно 70–80%. Дальнейшее «неукоснительное» выполнение требований закона «Об охоте…» будет способствовать разорению охотхозяйств, особенно обществ охотников, сокращению налоговых поступлений в бюджет и потере более 500 тысяч рабочих мест.
А это в условиях экономического кризиса недопустимо. Отсутствие концепции развития охотничьего хозяйства, вразумительного законодательства и непродуманное реформирование отрасли способствовали выдавливанию из нее специалистов и расцвету махрового браконьерства, что в свою очередь привело к катастрофическому снижению охотничьих животных.
Ожидания от передачи охотничьего хозяйства в ведение МПР, к сожалению, не оправдались. Я думаю, что со мною многие согласятся, в том числе и работники МПР. Депутаты ГД протащили закон в одно мгновение, а вот переработать его посчитали ниже своего достоинства. Вот и спотыкаемся.
Вселяет робкую надежду выступление недавно назначенного заместителем министра МПР П.В. Семёнова 01.11.2011 на совещании с руководителями Департамента охоты, Росприроднадзора и Росохотрыболовсоюза по вопросам совершенствования законодательства в сфере охоты и охотничьего хозяйства.
В работе совещания также приняли участие ведущие специалисты и руководители охотхозяйств, учебных заведений, научные работники и представители охотничьих СМИ. В своем вступительном слове заместитель министра обратил внимание участников совещания на имеющиеся в охотничьем хозяйстве страны серьезные проблемы, которые надо решать в тесном сотрудничестве руководства отрасли в центре, на местах и с охотничьей общественностью.
Спасибо Павлу Владимировичу, что вспомнил об охотничьей общественности. Раньше мы лишь слышали, что общества охотников, имея миллионы гектаров угодий, не в состоянии были вкладывать в них инвестиции. Надо думать, после поездок по регионам и общения со специалистами руководители региональных обществ охотников сформулировали комплекс мер, и замминистра предложил обсудить их и высказаться по проблемам в охотничьем хозяйстве.
Предлагается: усиление борьбы с браконьерством (не мешало бы сюда добавить и борьбу с волками); наделение широкими полномочиями владельцев хозяйств разных форм собственности по охране охотничьих угодий; возрождение института общественных инспекторов; обязательная для молодых охотников сдача «охотничьего минимума»; создание доступных местным охотникам угодий в частных охотхозяйствах; определение механизмов оценки деятельности и ведения охотничьего хозяйства на закрепленных угодьях; отработка методики охоты и распределения разрешений на охоту в доступных охотничьих угодьях; разрешение на проведение охоты в зеленых зонах и лесах 1-й категории. Предложения толковые.
Правда, в них я не усмотрел конкретной заботы о простом охотнике. А жаль. Без этого все благие намерения властей – пустой звук. Но некоторые предложения, как бы по-деликатнее выразиться, вызывают недоумение. Так, при чтении о сдаче охотминимума молодыми охотниками сразу же возникает вопрос: где этот «охотминимум» и кто будет принимать зачеты?
Не менее проблематичным будет и достижение консенсуса с коммерсантами и собственниками в создании доступных мест в их угодьях для местных охотников. Нереально. Ну и предложение о выработке мер по определению механизмов оценки деятельности и ведения охотничьего хозяйства. Это что-то из области подзабытого соцсоревнования.
Такая мера будет служить еще одной причиной по изъятию охотничьих угодий. Охотоведы и руководители охотхозяйств и так задыхаются от чрезмерной писанины. А тут надо будет еще что-то отписывать наверх.
Выступления некоторых участников были весьма «оригинальны».
К примеру, заместители директора Департамента охоты А. Сицко и Д. Липатова доложили о подготовке изменений в закон «Об охоте …» и принятых подзаконных актах. За 2 года ими изданы 21 приказ (редкий из них не подвергался критике специалистов и ученых) и подготовлен проект приказа по упрощению злополучных разрешений на добычу охотничьих ресурсов.
Такой «отчет» попахивает недалеким прошлым, когда проделанную работу измеряли «тонно-километрами» исписанной бумаги. А хотелось бы услышать, какие конкретно изменения в закон и другие подзаконные акты были подготовлены, как они будут способствовать улучшению ведения охотничьего хозяйства и возможности заниматься охотой и кто тормозит их претворение в жизнь.
Поделились бы с охотниками, написав об этом в «РОГ» или журнал «Охота и охотничье хозяйство». Это самые читаемые охотничьи издания. Я не знаю, к чьей чести отнести разработку закона «О внесении изменений в «Лесной кодекс РФ и ст. 71 ФЗ «Об охоте …» от 14.06.2011 о продлении срока действия государственных и членских билетов до 01.07.2012».
Если были подготовлены предложения по внесению изменений в закон «Об охоте …» и другие подзаконные акты, тормозящие нормальную работу охотничьей отрасли, то что мешало их вписать в проект вышеназванного закона?
Не могу обойти молчанием выступление председателя Центрального правления Ассоциации «Росохотрыболовсоюз» Э. Бендерского, в котором он пожаловался, что охотхозяйства общества находятся на грани развала из-за введения бесплатного охотничьего государственного билета. В то же время он похвастался, что численность членов общества растет.
Не вижу логики. Причина грозящего развала заключается в деструктивных положениях закона «Об охоте…» и других подзаконных актах. Например, непомерные платы за угодья, которыми пользовались общества, после окончания срока действия лицензии, без участия в аукционах. И еще. Если общество отказывается от части угодий, то местные органы требуют: отказывайся от всей площади и участвуй в аукционе.
Ставки, определенные постановлением Правительства РФ №490, для хозяйств средней руки неподъемные.
Несколько удивило выступление в качестве оппонента Э. Бендерскому А. Чибиса, исполнительного директора Института социально-экономических и политических исследований, выразившего сомнение в дальнейшей надобности существования Росохотрыболовсоюза.
Он мотивировал свое мнение тем, что многие охотники рады бесплатному охотбилету, и мало тех, кто выступил в поддержку обществ охотников. Право, мне как-то неудобно комментировать г-на Чибиса. Уж кому как не ему, занимающемуся столь серьезными исследованиями, полагается знать, что простые охотники могут сегодня охотиться только в своих приписных угодьях, что в частных и коммерческих их никто не ждет. Если г-на Чибиса интересует мнение охотников, то советую посетить один из пунктов выдачи и обмена билетов в Москве, потоптаться там несколько часов в очереди и узнать, чем озабочены простые охотники и почему никто из них не спешит отказаться от членского охотбилета.
Двоякое чувство вызвало выступление главного координатора проектов TRAFFIC WWF России А. Вайсмана, в котором он указал на неоправданное ограничение доступа охотников к охотничьим ресурсам. Вроде бы озаботился об охотниках. А с другой стороны, не г-н ли Вайсман, участвуя в разработке закона «Об охоте…», способствовал этому ограничению?
Когда-то писатель Даниил Гранин, депутат Госдумы, сказал: «Власть всегда глупее народа. Но она не должна быть настолько глупой, чтобы не слушать свой народ».