Росохотрыболовсоюз: работать по-новому

Чуть больше трех месяцев прошло со дня XIII съезда «Росохотрыболовсоюза». Что изменилось в работе этой организации? Что уже удалось сделать и каковы планы на будущее? С этими вопросами редакция обратилась к президенту Ассоциации Эдуарду Витальевичу БЕНДЕРСКОМУ. Интервью мы начали с вопроса о новом Уставе.

И на съезде, и в охотничьей прессе была большая полемика по принятию нового Устава Ассоциации.Некоторые высказывали сомнения в возможности его регистрации, находили в нем юридические противоречия.

Но должен сказать, что Устав был зарегистрирован очень быстро, и с первого же раза. 13 января мы получили все необходимые документы. Устав вступил в законную силу, поэтому все разговоры о его законности и правильности закончены. Необходимо было привести все органы Ассоциации в соответствии с новым Уставом.

Поэтому 21 февраля прошло завершающее заседание Центрального совета, который сложил с себя полномочия. А 22 февраля было проведено первое заседание Общего собрания. На нем была процедура переизбрания нового председателя и состава Центрального правления как постоянно действующего органа, обсужден ряд вопросов деятельности Ассоциации.

Устав четко соответствует требованиям закона. Однако одной из его слабых сторон является уменьшение возможностей привлечения к работе широкой профессиональной и общественной помощи в лице экспертов, специалистов, ученых и опытных охотников, которые могли бы оказать существенную помощь в работе Ассоциации.

В связи с этим мы вышли с предложением создания общественного совета Ассоциации «Росохотрыболовсоюз». Мы постараемся привлечь в него представителей профессиональной, научной общественности, профильных вузов, средств массовой информации.

– Не получится ли с этим советом так же, как с аналогичным общественным советом Минприроды: начали активно, а закончили последним заседанием в апреле прошлого года?

– Мы поручили новому заместителю президента Ассоциации Татьяне Сергеевне Арамилевой подготовить Положение об Общественном совете, определить его основные цели и компетенцию, разработать регламент его работы. Кроме того, у нас при Росохотрыболовсоюзе создан ряд институтов, призванных вовлекать в работу специалистов. К примеру, у нас есть Научно-технический совет, Совет по охотничьим трофеям, Совет по любительскому рыболовству, Кинологический совет. Практически по всем видам уставной деятельности у нас подготовлены площадки для вовлечения широкого круга специалистов.

– Эдуард Витальевич, XIII съезд оказался последним в истории Ассоциации. Теперь будут только Общие собрания. Не отдалитесь вы еще дальше от рядовых охотников?

– Зарегистрированный Минюстом Устав рассставил точки на «и». Теперь членами Ассоциации называются входящие в ее состав юридические лица, которые уже у себя объединяют охотников. На первом заседании Общего собрания обсуждался вопрос о его созыве – раз в 5 лет (ранее это были съезды). Для участия в нем большего числа охотников из регионов считаю необходимым проводить его в формате съезда. Один день будет проходить собрание с привлечением широкой охотничьей общественности. На съезд будут избираться делегаты от общественных организаций по нормам, в зависимости от их численности.

– Какая основная проблема сейчас стоит перед Вами как президентом Росохотрыболовсоюза?

– Мы находимся в непростом периоде. У государства нет четкой стратегии и политики в отношении, места и значения общественных охотничьих организаций. Те решения, которые сейчас принимаются, наводят на мысль о желании их уничтожить. Мне бы хотелось, чтобы государство четко обозначило, в каком направлении мы должны идти. Пока этого нет.

У нас есть хороший пример – общество охотников наших соседей из Казахстана. У них есть закон о животном мире, который регулирует в том числе и вопросы, связанные с охотничьим хозяйством и рыбалкой. Отдельная статья в законе посвящена роли, статусу и компетенции общественной организации – Казахского Союза охотников и рыболовов.

Этот пример заслуживает изучения, а также отдельной статьи «РОГ». Охотничий билет там государственный, но его можно получить, только пройдя специальную подготовку и сдачу охотминимума в Казахском Союзе охотников и рыболовов, в котором они его и получают. У нас ни в одном из государственных документов не отражена роль общественных охотничьих организаций. И именно поэтому охотникам приходится сталкиваться подчас с неразрешимыми проблемами.

fotolia.com 

Мы предоставили информацию по казахстанскому опыту и в профильный Департамент Минприроды, и в Госдуму. На встрече Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина с представителями общественных объединений любительского и спортивного рыболовства на мой вопрос премьер ответил: «Вносите нормы прямого действия в закон». И подобного рода предложения мы внесли. Мы надеемся, что тот диалог, который у нас возник с Владимиром Владимировичем по рыболовной тематике, будет продолжен и по охотничьим проблемам.

– Когда я читал стенограмму того совещания, у меня создалось впечатление, что письма, которые Вы посылали В.В. Путину от Росохотрыболовсоюза и от региональных общественных организаций, просто не доходят до него.

– Да, напрямую письма не доходят. До этого все наши письма не доходили ни непосредственно до Председателя Правительства, ни до других адресатов, и мы всегда получали ответ от руководителя профильного Департамента Минприроды. По понятным причинам уровень должностного лица, к которому мы обращались, и уровень директора Департамента разный для решения таких важных задач, с которыми мы обращались.

– Проясните, пожалуйста, ситуацию по охотбилету.

– Недавно депутатами Госдумы было внесено инициированное нами предложение о переносе сроков окончания выдачи охотничьих билетов единого федерального образца на 1 июля 2014 г.

Не за горами 1 июля этого года, но большинство субъектов РФ не уложатся в эти сроки. Это сделано не для того, чтобы отсрочить решение вопроса. Смысл в том, что с новым составом Госдумы, новой исполнительной властью мы попытаемся определить стратегию роли, места и значения общественных организаций.

Мы считаем, что сегодня должно быть возможно охотнику два пути получения охотничьих билетов. Хочет он получить билет в государственных органах – он делает это в соответствии с законом. Но он должен иметь возможность получить этот билет и через общественные охотничьи организации. Мы точно так же соберем и передадим в госорганы всю необходимую об охотнике информацию для внесения ее в единый государственный реестр.

Нас упрекают в том, что мы предоставляем право охоты за деньги. Но почему-то никто не говорит, что мы не коммерческая организация, у нас нет цели в получении прибыли. Все полученные от охотников деньги идут на уставные цели, в том числе вступительные и годовые взносы, и в первую очередь они расходуются на воспроизводство государственных охотничьих ресурсов. Мы не получаем для этого от государства никаких грантов.

Мы будем вносить и ряд других предложений. Мы уже встречались с новым руководителем Комитета природных ресурсов Госдумы В.И. Кашиным и передали в Комитет наши предложения и по закону о любительской рыбалке, и по внесению изменений в закон об охоте. Надеюсь, диалог с новым составом Госдумы будет конструктивным.

– Эдуард Витальевич, один из главных вопросов, стоящих перед рядовыми охотниками, касается доступности охотничьих ресурсов. Сейчас во многих регионах сложилась ситуация, в соответствии с которой охотнику трудно получить разрешение и оплатить путевку у охотпользователя на массовые виды птиц и зверей.

– Я очень внимательно читаю каждый номер «РОГ». Недавно в газете была опубликована статья Виктора Гурова, в которой он обратился лично ко мне с предложением сделать максимально льготными или бесплатными путевки на охоту на социально значимые общедоступные виды. Считайте, что это обращение услышано мною, я очень благодарен за него – в нем есть большое разумное начало. В ближайшие полгода мы пересмотрим отношения внутри Ассоциации, проанализируем, как работает наше каждое региональное общество.

fotolia.com 

Мы разработаем рекомендации для членов Ассоциации, в том числе и по их взаимоотношению со своими членами – рядовыми охотниками, включая вопросы стоимости путевок на охоту. Приказывать мы не имеем права, но дать соответствующие рекомендации обязаны. Сейчас должна возрастать роль первичных охотничьих коллективов.

Мы считаем, что необходимо ввести льготные цены на охоту без егерского сопровождения на массовые виды дичи. Порядок распределения разрешений между членами юридических лиц должны носить максимально открытый характер. Доступ к разрешениям, особенно в отношении копытных, которые являются ограниченным ресурсом, должен быть равным для каждого члена коллектива и предельно открытым.

Нужно продумать механизмы распределения разрешений. Мы предложили ввести лотерею. Но если читатели «РОГ» предложат другие варианты, мы их, конечно же, рассмотрим и также можем включить в эти рекомендации. Мы готовы получать и другие конструктивные предложения от простых охотников.
Сегодняшние беды простых охотников отражают их социально-экономическое положение в стране. Еще раз повторю: если в законах были бы нормативно-правовые нормы общественных охотничьих организаций, многие вопросы удалось бы решить.

И несет за это ответственность прежде всего государство. Если охотничьи общественные организации ему не нужны, если государство считает, что они неэффективны, тогда надо провозглашать курс только на частные охотничьи хозяйства. Если же государство понимает роль общественных объединений охотников, то нужно выработать и соответствующую стратегию и политику.

К сожалению, сейчас о нас складывается негативное представление только по тем организациям, которые, мягко говоря, ничего не делают, а занимаются только сборами взносов и платы за путевки с охотников. Но наши охотники прекрасно знают и общества, региональные и районные, которые хорошо, плодотворно и много работают для своих членов. Жаль, что они редко делятся своим положительным опытом с другими через охотничью прессу.

– Как реально охотники смогут теперь участвовать в работе Росохотрыболовсоюза? Ведь выступать на общем расширенном собрании Ассоциации раз в пять лет – это мало.

– Если вы внимательно читали предвыборные статьи В.В. Путина, то в одной из них он рассматривал вопрос об участии общественных организаций в законотворческой деятельности. Он сказал о том, что если некая инициатива собирает в Интернете более 100 тысяч подписей, то ее надо в обязательном порядке рассматривать законодательно в Государственной Думе.

В самое ближайшее время мы выступим с такой инициативой по поводу изменения закона об охоте в части внесения дополнений по роли и месте общественных организаций. Мы определим соответствующий интернет-ресурс, на котором будем собирать предложения и подписи охотников. Думаю, нам удастся изменить положение нашего охотника и повысить статус спортивно-любительской охоты и общественных объединений российских охотников.

Беседу вел Сергей ФОКИН
 

Что еще почитать