О волке забывать не следует

При ведении охотничьего хозяйства охотоведы и егерский состав постоянно ведут наблюдения за наличием в своих угодьях волков: свои ли они по наличию логова, или заходные с соседних территорий, какова их численность.

Обследуя угодья, выясняют случаи гибели от волков охотничьих животных и определяют значимость ущерба.

При явно опасной численности серых зищников следует принимать меры по их отстрелу, иначе в последующем сезоне охоты хозяйство недосчитается не только одного-двух десятков молодняка кабана и лося, но и взрослых животных. А это вред непоправимый.

Волк – животное физически сильное, обладает прекрасным чутьем, слухом и зрением. Он мгновенно ориентируется в любых зарослях и при опасности может принять правильное для себя решение, чтобы спастись от выстрела охотника или в другой обстановке. Волк крайне пластичен и жизнеспособен, обитает практически во всех географических зонах России. Как охотнику ему почти нет равных.

Из практики ведения охотничьего хозяйства очень часто бывает так, что в зимний период обнаруженные волки все выслежены и отстреляны, и весной это подтвердилось. И вдруг к августу обнаруживаются проходы волков, а затем слышатся «песни» молодняка. Егеря с удивлением смотрят друг на друга: волки, но откуда?! Проглядели?

Да, действительно, проглядели. При Главном управлении охотничьего хозяйства РФ и его облуправлениях по всем районам постоянно велась работа по регулированию численности волков по всем территориям охотугодий.

На основании регулярных учетных данных организовывались мероприятия и методы отстрела. Арендаторам предписывалось создавать бригады охотников-волчатников, обеспечивать их автотранспортом, закупать флажки, лыжи, готовить опытных охотников по розыску логова серых хищников, использовалась авиация. В области проводились специальные конкурсы по организации отстрела волков. Имелась поощрительная система оплаты за каждого взятого охотником волка. Эти мероприятия были эффективны.

Численность волков, например в нашем Гагаринском районе, к началу девяностых годов была высокая, и она росла. Так, в 1991 г. она выросла до 30 шт., отстрелено было 24. В 1992 году было отстреляно
18 особей, но численность росла, и к 1996 г. достигла 70 шт., было отстреляно 36, из них 29 волчиц.

Только после этого их численность пошла на спад, и в 2009 г. волков насчитывалось не более 15, отстреляно 2. И о волке стали забывать. Пошли неудачные реформы: охотнадзор включили в безликую систему для охотоведения «Россельхознадзора», затем создали при «Субъекте области»

Департамент по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания. Название дали хорошее, а руководство предоставили не специалисту-охотоведу, а бывшему сотруднику налоговой инспекции. Многие правовые вопросы у сотрудников отобрали, спецформы и средств лишили, общественную инспекцию – глаза и уши охотнадзора – ликвидировали.

О самом же волке перестали говорить. Вот он и воспользовался этим и пошел в рост. На 1 января 2012 г., по опросу охотарендаторов, в Гагаринском районе вместе с заходящими с соседних территорий насчитывается свыше 30 волков.

В названном Департаменте о волках, их значимости в охотничьем хозяйстве, кажется, совсем забыли. Охотнадзором сейчас руководят не охотоведы. Так что же можно ожидать?

Волками сейчас занимаются только охотники-специалисты арендных охотхозяйств. Некому проводить мероприятия по конкурсам и поощрениям за отстрел волков, вот и растет их численность.