Дикая охота должна уйти в прошлое

Браконьерство было и до сих пор остается одной из серьезнейших проблем охотничьего хозяйства России. Ежегодно браконьеры выгребают тонны рыбы, отстреливают краснокнижных животных (об обычных объектах охоты и говорить не приходится), в огромных количествах уничтожают лес...

Кто виноват, что эта проблема остается нерешенной? Да в первую очередь те охотники, которые не соблюдают правила охоты и рыбной ловли, и чиновники, которые должны заниматься борьбой с браконьерством, лесники и егеря, получающие деньги за незаконную охоту.

А еще государство. Государство, наверное, даже стоит поставить на первое место, поскольку оно не обеспечивает соблюдение законов. Почему в Эмиратах нет воровства? Да потому что там вору рубят правую руку. И люди боятся. А наши браконьеры не боятся. Самое большее, что им грозит, – штраф. И часто смехотворный. И при этом факт незаконной охоты надо еще доказать. Да и наказать можно только по решению суда.

Исторически в России сложилось так, что к браконьерам относились достаточно снисходительно. И хотя законы, карающие самовольную охоту, издавались в России еще с царствования Алексея Михайловича, за нее устанавливались более мягкие наказания, чем за покушение на имущество, к созданию которого человек приложил свой труд.

Например, в России за самовольную охоту назначался денежный штраф не выше 25 рублей (ст. 146 Мирового устава), в то время как в Пруссии – лишение свободы и некоторых гражданских прав. Даже сейчас, согласно КоАП (статья 8.37), нарушение одного пункта правил охоты ведет к составлению протокола и штрафу от 1000 рублей.

К сожалению, за последние годы браконьерство не только увеличивается, но и принимает более современные и опасные формы: автобраконьерство, авиабраконьерство и др. Браконьеры снаряжаются по «последнему слову техники». К тому же на браконьерстве попадаются люди из высших эшелонов власти. Им что, адреналина в обычной жизни не хватает? Или денег на правильную охоту жалко? Но пример подан. А дурной пример, сами знаете, заразителен.

Еще лет 20–30 назад, когда основную часть охотничьих угодий составляли угодья общего пользования, а приписные занимали лишь незначительную часть, а дорожное хозяйство и транспорт были иными, егерь, рассчитывая только на свои силы и небольшую финансовую поддержку, вполне мог охранять свой обход. Сейчас все по-другому.

Охотников с каждым годом становится все больше и больше, и вооружены они все лучше и лучше, а угодий, богатых дичью, все меньше и меньше. Хорошая охота становится привилегией людей состоятельных. Естественно, необходимы коренные изменения. И не только в законодательстве, но, говоря словами профессора Преображенского, и в головах у людей.

Необходимы новые формы борьбы с браконьерством. А для этого браконьерство необходимо изучать, и начинать надо не с региона в целом, а с конкретных районов в конкретных охотничьих хозяйствах. Надо изучать характер нарушений и социальный облик нарушителя, ведь браконьер браконьеру рознь.

Для одних это способ прокормиться (таких сейчас единицы), для других – нажиться, для третьих – просто интересно провести время, развлечься. Немало среди браконьеров и людей среднего достатка, желающих просто сэкономить на своем «активном отдыхе».

fotolia.com 

Побывав прошедшим летом на охоте в Оренбургской области, я обсудил эту проблему с главным охотоведом Ясненского района Юрием Робертовичем Вейлертом.

– Сейчас ситуация улучшается, – поделился со мной охотовед. – Постепенно нам возвращают надзорные функции. Охотоведы теперь имеют право составлять протоколы на нарушителей правил охоты, проводить досмотр транспортных средств. Затем проводится следствие, или дело сразу передается в суд, который принимает решение о наказании.

Но мы ведь никогда не сидели без дела. Например, только за первые шесть месяцев этого года работниками «Оренбургохотводбиоресурс» составлено 340 протоколов об административных правонарушениях, наложено штрафов на сумму 545,3 тысячи рублей, помимо этого предъявлены иски на возмещение ущерба на сумму 1 000 505 рублей.

По выявленным правонарушениям возбуждено 10 уголовных дел, по 7 из которых вынесены обвинительные приговоры и решения суда о возмещении ущерба. Еще в пяти случаях браконьеры предпочли не доводить дело до суда и добровольно возместили ущерб.

Среди самых грубых нарушений – охота с применением автотранспортных средств, охота на сурков с применением нарезного оружия. Вообще охота с применением автотранспортных средств становится настоящим бичом в наше время. Серьезный урон животному миру наносит охота и с применением снегоходов.

Необходимы незамедлительные ограничительные меры. Люди не понимают, что само нахождение на автотранспортном средстве в охотничьих угодьях, выслеживание, преследование уже является охотой. И это уже уголовно наказуемое деяние, предусмотренное ст. 258 УК РФ. В случае применения автотранспортного средства для целей охоты, согласно законодательству, следует его безвозмездная конфискация! И реальные примеры применения таких жестких мер по стране уже есть.

С этого года изменены и иски за ущерб, нанесенный животному миру. Так, отстрел одной косули оценивается в 48 тысяч рублей, кабана – в 138 тысяч, зайца в – 17 тысяч, куропатки в 5 600 рублей. Вот совсем недавно задержали двух жителей города Ясного, которые отстреляли двух куропаток. Обошлось им это «удовольствие» в 15 200 рублей.

Незаконно отстрелянный гусь обойдется в сумму от 15 до 18 тысяч рублей, утка – в 2 600 рублей. (Сумма ущерба исчисляется по «Методике оценки вреда и исчисления размера ущерба от уничтожения объектов животного мира и нарушения их среды обитания», утвержденной Госкомэкологией РФ от 28.04.2000. – Н. П.) Так что нарушать законы дорого и небезопасно. Дикая охота должна уйти в прошлое!

fotolia.com 

О том что за браконьерство приходится отвечать перед законом по всей строгости, знают все охотники. Я лишь приведу несколько примеров, как говорится, в назидание.

24.07.2010 года на территории охотхозяйства «Русское сафари» Оренбургской области житель села Городище Иван Морозов устроил охоту на кабанов с засидки, сделанной на дереве, под которым проходила кабанья тропа. Охотился Иван Морозов без документов и разрешения на право охоты, с незарегистрированным оружием. За отстрел самки кабана трехлетнего возраста браконьер должен заплатить 139 тысяч рублей.

В этот же день на перекрестке дорог Ясный-Комарово инспектор ДПС остановил автомобиль Land Rover К 166 МА/163 для обычной проверки. В машине инспектор обнаружил два карабина, патроны и следы крови. Заинтересовавшись найденным, милиционер продолжил осмотр, а один из пассажиров, улучив момент, выбросил на обочину пакеты с шестью сурками, заявив, что это не их вещи. Однако доказать факт браконьерства не составило труда.

В одном из сурков криминалисты обнаружили пулю. Изъятое оружие и пулю отправили на экспертизу. По результатам исследования и материалам проверки возбуждено уголовное дело. Трем жителям города Самары – Михаилу Пивоварову, Николаю Свечникову, Владимиру Пименов и бывшему охотоведу хозяйства «Степное» Шамилю Бахшиеву предъявлен иск в размере 93 тысяч рублей.

Но самый большой штраф – 2 миллиона 108 тысяч рублей – предстоит выплатить горе-охотнику Сергею Морозову, жителю села Новоуралец за незаконную добычу 136 сурков. Факт незаконной добычи сурка на территории государственного охотничьего заказника «Зауральный» Кувандыкского района Оренбургской области, расположенного в 15 км от села Новоуральска, выявил главный охотовед Зайнитдин Рамазанов.