Съезд состоялся. Что дальше?

В первых строках своей статьи, как в старину начинали письма наши предки, хочу поздравить Э.В. Бендерского с избранием на пост председателя Центрального правления Ассоциации «Росохотрыболовсоюз».

А также пожелать ему еще больших успехов, нежели в первом сроке служения Ее Величеству Охоте и на благо российских охотников.

Мне известно, что в ведомстве Эдуарда Бендерского некоторые сотрудники высказывали неудовлетворение по поводу моей статьи «Навстречу съезду» («РОГ» № 47, 2011). Если я защищаю общественные охотничьи объединения, это не значит, что я согласен со всеми действиями их руководителей. Что в их деятельности хорошо, то я и называю хорошим, а что плохо – уж извиняйте. Так воспитан. Да и не критикуют только того, кто ничего не делает. А раз охотники, и я в их числе, критикуют деятельность своих руководителей, значит, они работают. Но как – вот вопрос. Так что будьте готовы к критике в свой адрес.

Сегодня я не буду говорить, в какие условия загнали охотников и охотничье хозяйство страны депутаты ГД законом «Об охоте…». Меня настораживает, что власть – центральная и на местах – удовлетворена им. Рассчитывали, что с выставлением охотничьих угодий на аукцион или с предоставлением права пользователям заключать соглашения без участия в аукционах, внося плату за единицу площади в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 490, – рассчитывали, что деньги при этом широким потоком хлынут в казну. Но не тут-то было. Кто хотел приобрести угодья, давно их приобрел. А вот обществам охотников участвовать наравне с олигархами и крупными чиновниками в аукционах не по силам. Весовые категории разные.

Для примера приведу ситуацию в Бежецком районном обществе Тверской области. Чиновники от охоты кошмарят это общество целое десятилетие. Через суды лицензию все-таки вернули. Но тут же принялись требовать внесения платы за угодья согласно Постановлению № 490. В 2011 году летне-осеннюю охоту обществу сорвали. Да и охоту на копытных придержали тоже. По словам знакомого егеря, кому надо, те охотились. Он назвал сложившуюся ситуацию «сенокосом»: стреляли все подряд. Подобная ситуация сложилась и в Весьегонском районном обществе Тверской области, в Приморском крае и других регионах. Отрадно было узнать, что правление Росохотрыболовсоюза выделило беспроцентные займы на заключение охотхозяйственных соглашений членам Ассоциации Тамбовской, Пензенской областей и Хакасии. А вот названных мною двух районных обществ эта счастливая участь минула. Хотя можно было им выделить безвозмездный кредит. Но жаль, не случилось.

Там в основном охотятся охотники из Москвы, которых, по последним данным, насчитывается около 300 тысяч. Можно было часть доходов от деятельности Ассоциации направить на помощь таким районным обществам. Это выглядело бы убедительной заботой о простых охотниках. Я надеялся, что эта проблема найдет свое отражение в работе съезда. Может быть, я невнимательно вчитывался в материалы съезда? Да по правде говоря, и прочитать-то нигде и нечего было. Руководство Ассоциацией озаботилось принятием нового устава общества, укреплением своей власти и «засекречиванием» расходов на себя любимых. Меня могут упрекнуть: мол, его мнение тенденциозно. Может быть.

Более конкретно по схожим проблемам в адрес руководства Ассоциации высказался Сергей Матвейчук в статье «Росохотрыболовсоюз: последний Съезд – 2?» (Национальный охотничий журнал «Охота»
№ 12, 2011). Я общался с некоторымиделегатами съезда, особенно со своими земляками – членами совета Оренбургского общества охотников – и некоторыми журналистами, участвовавшими в работе съезда. По их словам, в решениях съезда мало нашлось ответов на вызовы, которые сегодня перед Ассоциацией ставит жизнь. Председатель правления Э. Бендерский, как участник совещания, которое провел 01.11.2011 замминистра П. Семёнов, помнит высказывание исполнительного директора Института социально-экономических и политических исследований А. Чибиса, который высказал сомнения в дальнейшей надобности такой общественной организации, как Ассоциация «Росохотрыболовсоюз» (вот, нарисовался еще один «гробовщик» общества охотников).

Он отметил, что многие охотники рады бесплатному охотничьему билету, что мало кто выразил поддержку обществам, в которых занимаются только сбором взносов, продают путевки по завышенным ценам, не предоставляя никаких услуг. По поводу цен и услуг А. Чибис, безусловно, прав. Тут уж действительно, против истины не попрешь. А вот большой радости от введения бесплатного билета охотники не испытывают и отказываться от членских билетов не спешат.

Прочитал интервью г-на Бендерского, опубликоыванное в журнале «Охота и охотничье хозяйство» (№ 11, 2011) и в «Российской охотничьей газете» (№ 48, 2011), а также его высказывания на совещании у замминистра П. В. Семёнова (01.11.2011). В них как заклинания звучат слова, что введение бесплатного охотничьего билета федерального образца наносит непоправимый вред общественным организациям. И в связи с этим он настаивает на том, чтобы членский охотничий билет был приравнен к билету государственного образца. В то же время Э. Бендерский на совещании у замминистра доложил, что в рядах обществ, входящих в Ассоциацию, состоит 2 млн охотников и их число растет. И он не видит «смертельной» угрозы охотничьим обществам от введения государственного билета.

Это и ежу понятно. Вступительные и членские взносы – неиссякаемые ручейки, приносящие Ассоциации огромные деньги. Кто же добровольно откажется от «халявных» денег? Но хотелось бы предупредить руководство Ассоциации не дожидаться того момента, когда российские охотники по примеру ивановских потребуют представить финансовые отчеты за три последних года и спросят как Высоцкий: «Где деньги, Зин?»

Чем, на мой взгляд, Э. Бендерский со своими соратниками может ответить на вызовы сегодняшнего дня? В первую очередь сделать охоту на такие виды дичи, как болотно-луговая, полевая, водоплавающая, боровая (кроме тетеревов и глухарей весной на токах), на зайца и лису бесплатной! Я не раз обращался к этой проблеме. Предлагал ввести вкладыши в федеральный билет, которые продавались бы по щадящим ценам на почте, АЗС, в отделениях сбербанка, магазинах, киосках печати, кассах по продаже проездных билетов, охотинспектором и лесником. Но чиновники из Минприроды не обратили на мои предложения внимания.

Поэтому сейчас обращаюсь прямо к Вам, г-н Бендерский: «А почему бы руководству Ассоциации «Росохотрыболовсоюз» не пойти на введение бесплатной охоты для своих членов на социально значимую дичь? Дайте поручение Вашим специалистам просчитать, во что обойдется это введение. Если возникнет необходимость повышения членских взносов, то объясните охотникам. Они поймут».
Думаю, этим решением Вы бы вошли в историю русской охоты как руководитель, вернувший ее к исконно-национальным корням. И тогда охотники не задавали бы Вам свой любимый вопрос: «Что сделано в интересах простого охотника?»

Недавно я встретил товарища, являющегося членом Ленинградского общества охотников. От него узнал, что охота у них на социально значимую дичь бесплатная. А Вы ругаете тех членов, которые вышли из Ассоциации. Мне интересно узнать, да и другим охотникам тоже: «А как Геннадию Карловичу Шацилло, председателю правления, удалось достичь столь радикальных целей? И на какие доходы это все было осуществлено правлением совета Ленинградского областного общества?»

Общество не первый год живет на вольных хлебах. Поручите изучить опыт Ленинградского общества охотников и рыболовов и выступите сами с ответом.
Прошу также объединенную редакцию охотничьих изданий предложить выступить на ее страницах Г.К. Шацилло. Не пора ли прекратить наше разъединение? Кстати сказать, простые охотники не понимают, в чем его причина. Неужели из-за злополучных взносов в бюджет Росохотрыболовсоюза? В наше время надо быть ближе друг к другу. Мы все помним из истории нашего общества, что в самые трудные годы гражданской войны и становления советской власти питерские охотники стремились к возрождению и созданию на новой основе общества. И многое им удавалось. Даже находили бумагу для издания охотничьих журналов.

В уже упомянутом интервью С. Фокин спросил Э.В. Бендерского, почему бы ему от лица Ассоциации не обратиться в Правительство РФ, чтобы по примеру Белоруссии на ее базе создать государственно-общественное объединение охотников с частичным финансированием из госбюджета страны. Выделяет же государство субвенции регионам на ведение охотничьего хозяйства. Э. Бендерский допускает такую возможность, но при условии создания четкой законодательной базы. Так что же медлят однопартийцы из «ЕДРО» с изменениями в законе «Об охоте…»?

В статусе государственно-общественного объединения возросли бы возможности по охране животного мира и наполнению госбюджета, а это дело государственной важности. И легче было бы бороться с алчными аппетитами местных чиновников по изъятию угодий у обществ охотников. Мы все знаем, что наш чиновник горазд на выдумки по деланию денег из ничего. Например, депутаты Облучанского муниципального района Еврейской АО пустили с молотка участок границы с Китаем какому-то ООО «ТурСервис» за 50 млн руб. Эта сделка смахивает на анекдот из советского прошлого, когда старый еврей мечтал купить хотя бы метр госграницы.

Вселяет оптимизм встреча премьера РФ В. Путина с представителями организаций охотников и рыболовов в штабе Народного фронта (11.01.12), в числе которых был и Э. Бендерский. Если меня не подводит зрение, то он сидел рядом с В. Путиным. Надеюсь, он не упустил возможности проинформировать премьера о ситуации, сложившейся в жизни охотников, и о судьбе охотничьего хозяйства страны.

Ведь из стенограммы встречи ясно, что письма охотников и охотничьих организаций до премьера не доходят, а чиновники в его администрации все делают для того, чтобы они не ложились ему на стол.

Удачи Вам, Эдуард Витальевич, в деле защиты прав и интересов простых охотников!