Тульское общество правильной охоты

К середине XIX века в центральных губерниях России наметилось существенное оскудение дичи. Аграрное перенаселение, крестьянское малоземелье, бедность и недостаток пропитания крестьян, составлявших в те годы подавляющее большинство населения страны, приводило их к необходимости искать побочный заработок в вольной охоте.

Охота осуществлялась всеми доступными средствами как на территории общинных крестьянских владений, так и браконьерски на помещичьих землях. Считалось даже особым удальством тайком забраться в барский лес и добыть там дичь.

В 1859 году кружок из 11 охотников, владевших собственными землями в Московской и смежных губерниях, занялся устройством охраны угодий в целях обеспечения охотой своих членов. Устав «Московского общества охоты имени Императора Александра II» был утвержден 25 ноября 1862 г. Первым председателем Первого общества охотников был избран известный заводчик легавых С.В. Пенский.

Подыскивая охотничьи угодья и принимая их в свое заведование, Московское общество охоты сразу устанавливало в них караулы и вводило правила, обеспечивающие охрану территории от социально чуждых охотников из низов и осуществление охоты только для своих членов, а их число к концу 70-х годов достигло 160. Тем не менее для помощи голодающим крестьянам Тульской губернии в трудном 1891 году Обществом было собрано и выделено предводителю дворянства Тульской губернии
Ф.А. Свечину 400 рублей (1).

Напряжение, возраставшее в пореформенные годы во всех сферах общественной жизни, не обошло и охотников. В 70-х годах из состава «Московского общества охоты имени Императора Александра II» выделилась группа, впоследствии основавшая «Московское Императорское общество разведения промысловых и охотничьих животных и правильной охоты».

Московское Императорское общество поставило своей задачей не только упорядочение охоты для своих членов, но и размножение охотничьих и промысловых животных в пределах всей Империи. и именно его возникновение послужило стимулом к объединению охотников по всей России.

К исходу XIX века, кроме Московского Императорского с его отделениями в 19 губерниях, существовали десятки других объединений охотников по всей тогдашней Российской Империи. Деятельность многих таких обществ часто носила сословный характер, обеспечивала охотой в первую очередь знать и всячески поощрялась царскими властями.

К 1911 г. в России уже было 310 общественных объединений охотников, куда помимо дворян входили выдающиеся писатели, ученые, врачи, инженеры, артисты общественные, земские и государственные деятели. Благодаря «демократичным» взносам в общества вступали и отдельные представители рабочих и ремесленников. Популярность идей правильной охоты, охраны животного мира, создания заповедных территорий широко пропагандировались через многочисленные охотничьи периодические издания того времени.

Не обошло объединительное движение и Тульскую губернию. По данным «Памятных книжек Тульской губернии», в 1909 г. в доме А.А. Белолипецкого существовало общественное объединение тульских охотников – «Тульское общество правильной охоты». В 1911 г. оно размещалось в доме Николо-Часовенской церкви, в 1912 г. – в доме М.Н. Добрынина. Все первые местообитания находились на Киевской улице (ныне Проспект Ленина).

Однако в силу разногласий первых участников Общества оно так и не смогло оставить заметный след в охотничьей жизни Тульской губернии. Несмотря на то что в 1911 г. в Обществе числилось 69 членов, в отчете правления обозначен лишь 1 (!) человек, который уплатил членский взнос в сумме 5 рублей, – В.И. Попов.
Тульское общество правильной охоты получило свое окончательное оформление лишь в 1912 г., когда его председателем был избран Александр Владимирович Кун, являвшийся в то время начальником Императорского Тульского оружейного завода.

Организаторский талант генерал-лейтенанта Куна и уважение, которым пользовался руководитель одного из крупнейших оборонных заводов России, помогли в течение 1912 г. сплотить сначала охотников-заводчан, а затем и охотников Тульской губернии. 5 Апреля 1912 г. было избрано Первое правление общества, состоявшее из 10 человек.

Утвержденные «подлежащими органами» 31.07.1912 г. изменения в Уставе «Тульского общества правильной охоты, состоящей под августейшим покровительством Его Императорского Высочества Великого Князя Николая Николаевича», также способствовали нормализации работы. Грозивший обществу полный распад был преодолен.

Организационно члены общества были подразделены на почетных и действительных, а также на кандидатов в члены. Почетность членства определялась не богатством и знатностью участника. Так, например, граф Андрей Львович Толстой и «самоварный магнат» Николай Иванович Баташов были действительными членами, а крупный землевладелец Н.И. Тулубьев – кандидатом в члены. Статус членства в большей степени зависел от известности в охотничьем мире губернии. К концу 1912 г. в Тульском обществе правильной охоты состояло 88 человек, из них почетных членов было 12, действительных – 57, кандидатов – 19.

Денежные поступления от взносов, благотворительных спектаклей в пользу Общества и организации охот для гостей за 1912 г. составили 1 333,3 рублей и позволили арендовать охотничьи угодья не только в Тульской, но и в Калужской и Рязанской губерниях. Кроме стрельбы по тарелочкам, существовавшей с 1910 г., было предложено организовать «…стрельбу по подвижным зверям» или соревновательную стрельбу пулей.

«Непривычка к зверовой охоте очень отразилась на успешности ея (убито 2 волка)», – отмечено в отчете правления за 1912 г. Также было признано необходимым организовать свою охоту с гончими, что впоследствии сыграло значительную роль во всероссийской известности Тульского общества.

Советская власть дала мощный толчок развитию общественного движения охотников. На следующий день после Октябрьской революции, 26 октября (8 ноября н.ст.) 1917 г., был принят декрет «О земле». Национализация земли коренным образом решила вопрос об охотничьих угодьях, ставших вместе с обитающими в них дикими зверями и птицами собственностью государства.

16 июня 1918 г. Всероссийским центральным исполнительным комитетом и Советом Народных Комиссаров был принят декрет «О лесах», предоставивший всем советским гражданам право охоты.

20 Июля 1920 г. выходит подписанный В.И. Лениным Декрет «Об охоте». По этому документу каждый советский человек, начиная с 18 лет, получил право на охоту, а общества – охотничье самоуправление с правом выдачи членского билета на право охоты в охотничьих угодьях на всей территории советской России! Охота впервые стала поистине массовым, общенародным явлением.

Пережив годы Первой мировой, а затем Гражданской войны Тульское Общество преобразованное в Товарищество, приступило к восстановлению охотничьего хозяйства.

В 1920 г. на Первом съезде Всероссийского союза охотников в числе 30 губернских союзов было представлено и Тульское Общество.

В феврале 1924 г. был создан Всероссийский промыслово-кооперативный союз охотников (Всекохотсоюз), который объединил все губернские охотничьи союзы. Охотники объединялись в первичные охотничьи общества-товарищества, создавали собственные охотхозяйства. Тогда же в Туле при Обществе открылась мастерская по ремонту охотничьего оружия. Развитие и становление Общества продолжалось.