Охота, естественно, проводится глубокой осенью и зимой. Строгая привязка к какому-либо месяцу необязательна. Ноябрь и декабрь хороши тем, что зверь не натопен (не обстрелян), и его еще много. В феврале у зайцев начинается гон, они больше передвигаются и возрастает вероятность их перевидеть.
Места засидок. Старые руководства (Л. Сабанеев) советуют караулить русаков у гумна. Но где теперь найти это гумно? Нужны новые подходы. Любят русаки пожировать на вытаявших озимях, а во второй половине зимы – поселиться в полыни. Топчут также и бывшие капустные поля. Но это вовсе не означает, что можно садиться в любом месте поля. Желательно его обследовать и найти места, где русаки проходят наиболее часто. Как правило, это перекрестки полевых дорог (особенно с глубокими кюветами), мелиоративные канавы, лесопосадки, овражки, валы с полынью.
Вот здесь и надо присматривать конкретные места засидок с удобными секторами обстрела и естественными укрытиями для маскировки. Собираясь на засидку, надо знать условия освещенности – фазы луны. В новолуние – темно, наиболее эффективной стрельба будет только с охотничьим прожектором (фарой галогеновой 6 V 15W). В первую четверть луна светит с вечера, в полнолуние – в полночь, в последнюю четверть – под утро. При «ночном светиле» облегчает прицеливание лазерный целеуказатель или светодиод на мушке. Натирание прицельной планки мелом, приклеивание к ней белых полосок, установка фосфоресцирующих мушек менее эффективны: при быстрой стрельбе по подвижному зверю глаз не успевает их различить.
Итак, конкретно о средствах, облегчающих охоту в темноте. Фара-прожектор. В охотничьих магазинах продается под обозначением ОП-1 («Кабан»). Лично мне он не нравится. Дело в том, что его фара крепится над прицельной планкой, поэтому прицеливаться не очень удобно. У меня смонтировано крепление фары под стволами. Выключатель – слева на цевье (на общем кронштейне) под большой палец левой руки. Включатель бесшумный. Щелчок недопустим, он сильно пугает зверя. Прожектор нетрудно смастерить самому. Галогеновую лампу 6V 15 Ватт можно вмонтировать в патрон обычной лампочки на 2,5–ЗV, залив эпоксидкой. Тогда она будет подходить к любому рефлектору от батарейного фонарика. Остается приспособить кронштейн, чтобы он обхватил нижний ствол.
Лазерный целеуказатель (ЛЦУ) креплю по аналогичной схеме, вплотную к стволам. Тогда луч-точка меньше будет «крестить» с прицельной линией. Удобство стрельбы исключительное. Достаточно совместить точку с целью, и можно нажимать на спуск. Нет необходимости в прицеливании обычным способом (с прижатием гребня приклада к щеке). Это особенно удобно в зимнем толстом одеянии. Если аккумуляторы расположены внутри ЛЦУ, их надо вынести отдельно на проводах длиной примерно 150 см. В мороз АКБ лучше переносить под теплой курткой, а провода протянуть через левый рукав или под полой. В противном случае произойдет отказ ЛЦУ. Точка на морозе блекнет и дальше 10–15 м не «бьет».
Светодиод 1,5–3 V размещается в трубочке диаметром 4–5 мм и длиной 12–16 мм. Трубка прикрепляется к прицельной планке вплотную к мушке. Зеркальце направлено к глазу стрелка. АКБ – 2 «блина» от электрического фонарика с помощью кронштейна крепятся под стволами вплотную к цевью. На этом же кронштейне – включатель (слева, под большой палец). Замечу, что включатели всех устройств однотипны. Ведь раздумывать ночью при внезапном появлении зверя некогда. При включении светодиода увидеть его в трубочке можно только после того, как правильно приложились к ружью. Если же прикладка будет неверной, светодиод не увидишь. Для стрелка это сигнал: ружье направлено мимо цели.
Прицел ночного видения (ПНВ). Подробно не рассматриваю по причине его дороговизны, большого веса, громоздкости, нарушения баланса. Специфика прицеливания не дает возможности сделать точный выстрел на 30–50 метров по внезапно появившемуся зверю. Другое дело – пулевой выстрел на большое расстояние по малоподвижной цели (оленю, кабану).
Коллиматорный прицел. С ним не все так просто. Прицеливание – специфическое: двумя глазами. Он сильно закрывает цель. Правым глазом надо совместить метку в коллиматоре, а левый глаз смотрит на цель. Мозг соединяет все воедино. Лично мне не хочется переучиваться в прицеливании. Может, к коллиматорным прицелам и можно привыкнуть, но с начала охотничьей карьеры. Еще одна немаловажная деталь. С ПНВ, оптическим и коллиматорным прицелом мгновенной вскидки и быстрого выстрела не сделаешь. А зверь не ждет. Напуганный шорохом и движением, он стремится скрыться.
Ружье желательно иметь 12-го или 16-го калибра, двуствольное или самозарядное. Патроны: дробь №2, порох «Сокол» 2:2 г, 2 картонные прокладки, один осаленный и один неосаленный войлочные пыжи, контейнер или цилиндрик. Плотная закрутка: при встряхивании дробь не должна прослушиваться. Погонный ремень и ствольную антабку лучше снять.
Одежда. Два свитера, меховая или суконная безрукавка, пуховик или полушубок. У меня куртка спецназа на меху. Вместо шарфа (он сбивается) использую шерстяной «нагрудник». Завернутый вдвое, он хорошо защищает от ветра и мороза. Обязательны шерстяное белье и ватные или меховые брюки, шерстяные носки, суконные портянки и валенки с галошами, меховые рукавицы и двойные пятипалые перчатки.
Складной стульчик (лучше со спинкой) – обязательная принадлежность засидчика. На камне, бревне, корче долго бесшумно не усидишь, и можно простыть.
Белый маскхалат с длинными полами, чтобы, усевшись на стульчик, укрыть им и колени, и валенки.
Фонарик беру аккумуляторный, перед охотой подзаряжаю. Выгодно для семейного бюджета: не нужно покупать батарейки.
Нож – таежный, с длиной клинка до 150 мм, ручкой 130 мм. Им хорошо рубить кустарник при расчистке сектора обстрела, скалываний льда с лыж и т.п.
Если нет дорог, я иду на лыжах. Для поля они у меня шириной 11 см, для леса – «Тайга» в 16 см шириной. Ремни из транспортерной ленты, широкие, регулируемые кожаными завязками. Они упруги и «держат форму». На колодках лыж – подкладки из велосипедной покрышки. Она «пузырится», и на нее меньше намерзает снег.
Мешок: большой из тонкого брезента с широкими лямками. В него входит оружие, снаряжение и запасной свитер, который, как и безрукавку, надеваю уже на месте, чтобы не вспотеть по дороге.
Погода для засидок на русака желательна морозная – до -150С. Замечено, что при похолодании зайцы больше двигаются в поисках пищи. Но в трескучий, особенно с ветром, мороз сидеть самому некомфортно. По моим многолетним наблюдениям, русаки в сильный ветер бегают не меньше.
В дождь, мокрый снег зайца редко увидишь, прячется он, боясь намочить шубку, под наклонными деревьями, пнями. В туман тоже хорошего мало, цель видна плохо.
Спешить с вечера с выходом на охоту не надо. Идете-то не на лисиц, которых надо перехватить на пути из леса на жировку. У русаков самая интенсивная жировка примерно с 22-00 до 24-00. Обязательно плотно поужинайте. С собой из еды ничего не беру, так как охочусь только первую половину ночи (4–5 часов). Всю ночь сидеть бессмысленно: устают руки, спина, глаза, и при появлении зверя взять его почти невозможно.
На засидке не обязательно учитывать направление ветра, как это делается при охоте на лисиц. А вот маскировкой пренебрегать не следует. Конечно, зрение у зайца хуже, чем у лисы, но черную «тушу» на белом поле он заметит и насторожится. Не исключен и выход лисы.
Если охочусь с фарой-прожектором, выбираю место, чтобы впереди была чистинка без кустов и травы. Они при включении фары создадут непросматриваемый фон. При «вооружении» ЛЦУ или светодиодом редкие кустики, камыш не помеха. Заранее изучаю сектор стрельбы, запоминаю кочки, камни, корчи, пни, чтобы в темноте не спутать их со зверем. Определяю на глаз расстояние до них. Прикидываю все возможные варианты выхода зайца, это помогает быстрее реагировать при его внезапном появлении.
На засидке любые движения нежелательны. Надо научиться греться по-таежному, не шевелясь, втягивая и опуская живот, напрягая и ослабляя мышцы спины и плеч. Эту процедуру надо повторять периодически, лишь холод начнет донимать. Крутить головой, пытаясь что-либо рассмотреть сзади или сбоку, нет смысла. Даже если и увидишь косого, бесшумно развернуться для выстрела не сможешь.
Техника стрельбы самая разнообразная. Это зависит от поведения зверя, освещенности, устройств, облегчающих прицеливание. Часто при включении фары русак останавливается и садится. Бить его легче. Если заяц нагонен, стрелян, он может и не остановиться. Приходится вскочить и бить по бегущему. Если русак не заметил охотника (в густой траве, камышах), то с ЛЦУ или светодиодом возможен неспешный выстрел по сидячему зверю. Иногда русак останавливается от шороха при подъеме ружья, а порой надо просто фыркнуть губами.
Большую роль играет первый выстрел. Промазав, вторым выстрелом взять ночью зверя чрезвычайно сложно Не зря промысловики один прицельный выстрел приравнивают к восьми неприцельным. Нельзя бить по зверю, скрывающемуся в густом кустарнике, нежелательна и стрельба на дистанции свыше 50 метров, особенно в грудь и в угон.
Сказочность лунной ночи, неповторимость ситуации делают эту, казалось бы, пассивную охоту привлекательной и интересной. От охотника требуется, конечно, большое терпение – не каждая засидка заканчивается добычей трофея.
Людям непоседливым лучше и не начинать. Но если вы найдете в себе силы сидеть на морозе несколько часов, успех обеспечен. У меня были сезоны, когда я брал до 30 русаков и 7–8 лисиц. Немало на моей памяти и поучительных примеров. Как-то я устроился на склоне овражка с ИЖ-27 (с фарой). Передо мной – чистинка. Темно. Часа через три на противоположном склоне увидел русака. Поднял ружье, включил прожектор. Он, мигнув, погас. Заяц рванул. После вспышки фары на некоторое время слепну. Вот «галогенка» снова выхватывает мчащегося зверька. Ударить не успеваю. Вывод: все соединения АКБ и проводов желательно хорошо пропаивать и предварительно проверять.
В другой раз я занял позицию на перекрестке дорог. Полнолуние, снег искрится, морозец -130С. Спереди приближается точка. Все ближе и ближе. Добегает до перекрестка. Садится на перепутье. Очевидно, раздумывает, в какую сторону бежать. Я жду. Конечно, он меня разглядел. Побежал. Я фыркнул – не тут-то было! Он добавил скорости. Ударил я с 15 – 17 метров и неудачно. Стреляю по скрывающемуся за высокотравьем косому – промах.