К величайшему сожалению, в РФ свойственно вольное обращение с законом. С одной стороны строгость российских законов смягчена необязательностью их исполнения гражданами, с другой имеет место и необязательность их исполнения, к примеру, в ведомственных интересах.
Вопросы мои связанны с оборотом длинноствольного охотничьего оружия с гладким стволом. Как известно, добропорядочный гражданин вправе иметь их до 5 штук. И если с приобретением первого ружья все логично, то с приобретением следующего, на мой взгляд, у каждого “мента” свой “чих” на закон. Не имею в виду рядового инспектора. Поправьте меня, господа генералы, если я не прав…
Для конкретики личный опыт, совсем свежий. Небольшая предыстория. Охотничьим ружьем владею по простоте нравов того времени с 11 лет, с 1958 года. Официальная регистрация принадлежащего мне оружия с 1976 года, т. е. с момента вступления правил в действие. С законом никогда не конфликтовал. Имею в собственности два ружья, одно из которых с недавних пор решил заменить. По случаю попался давно желаемый вариант. У продавца были вопросы со сроками реализации, потому я отдал деньги в залог и ринулся за лицензией. Причем был совершенно уверен в том, что, имея на руках действующее до 2014 года разрешение, без особых проволочек получу разрешение на приобретение со сроком действия вновь выданного разрешения до 2014 года, т. е. к моменту перерегистрации уже имеющегося оружия. Но, увы, мне объяснили, что я вновь должен пройти все этапы. Т. е новый рапорт участкового, положенные две недели для проверки на благонадежность, наличие новой медицинской справки на отсутствие ограничений. Причем действие справки ограничено одним месяцем.
Попытки сослаться на интервью одного из сотрудников центрального аппарата МВД, подтверждающего мое право упрощенного получения лицензии, успеха не имели. Никто по этому поводу не спорил, начальник отделения от спора уклонился, а инспектор все пытался вынуть из стола закон об оружии.
Бодаться мне не позволяло время, потому требования я исполнил. Досадно лишь будет, если приобретение не оправдает надежд. Впору успокоиться, но мне, как храброму зайцу из детской книжки, надоело всего бояться. И докопаться до истины я все же хочу. Понимая, что закон не может предусмотреть все коллизии, стал искать подзаконный акт — документы, разработанные правительством РФ применительно к механизму исполнения закона.
Докопался до инструкции № 298, разъясняющей, что в моем случае разрешители должны были ограничиться подтверждением моих анкетных данных.
Если на смену той инструкции не придумали какой-то иной документ, то логичными в моей ситуации считаю следующие требования.
Визит к участковому в принципе все же логичен. Хоть и есть сравнительно недавний рапорт о наличии условий для хранения, но вдруг в сейф не войдет еще одна единица оружия.
Исходя из сегодняшних реалий, логичным выглядит и наличие временной регистрации по фактическому месту проживания.
Не логична новая проверка “на благонадежность” для лиц, многократно перепроверенных, и составители инструкции, я думаю, это понимали.
Далее медицинская справка, якобы действующая один месяц. Это вообще нонсенс. Положим, уехал я в командировку, не успев получить лицензию, прошел месяц. И вновь плати немалые деньги?
Кстати, подобное утверждение висит в окошке регистрации комиссии по медицинскому освидетельствованию граждан — владельцев оружия и автомобилистов.
А дальше что? Если успел к перерегистрации, то спокойно живи еще пять лет, если нет, то опять плати… Или это просто сговор МВД и Минсоцразвития в тысяча первом или тысяча втором относительно честном способе отъема денег у населения?
Ко всему сказанному хотел бы добавить, что каждый поход за справкой чреват еще одним моментом опустошения кармана среднестатистического гражданина. Все походы за чем-либо чаще всего вынуждают брать отпуск без содержания. Ну да, конечно: захотят ли “разрешители” работать по субботам?
На мою просьбу перерегистрировать уже имеющееся оружие вместе со вновь приобретенным, мне тоже ответили отказом. Т. е. через некоторое время нужно будет перерегистрировать ранее имеющееся ружье, потом следующее. А если я воспользуюсь своим правом и куплю еще одно, то так можно ходить по кругу каждый год. И конечно же, денег я отдам больше.
У меня нет особых претензий к рядовому инспектору, в конце концов он лишь исполнитель воли вышестоящего начальника. Но к господам генералам есть вопросы.
Где в моем случае момент истины, господа генералы? Отменили вы действие вышеуказанной инструкции или просто положили под сукно? Негласно? Либо в силе удельные на местах толкования руководящих документов МВД? Откройте секрет!
Не хотел об этом, ну ладно. Имел в свое время возможность изучить работу ОЛЛР изнутри. Была когда-то такая практика помощи органам внутренних дел со стороны трудовых коллективов. Оружие — мое давнее увлечение, и должен сказать, что в нем я неплохо разбираюсь. Так вот, основной моей задачей было определение технической пригодности оружия. Не так давно интересовался, многое ли изменилось с тех пор. Вроде бы почти ничего. И ведь сам покупал оружие по озвученным выше правилам.
Хотелось бы, чтобы мои вопросы были переадресованы редакцией людям компетентным. Однозначный ответ, понравится он или нет, все же лучше, чем недосказанность. А может, среди читателей есть действующие сотрудники ОЛЛР, и хотя бы на условиях анонимности они ответят на заданные мною вопросы?