Большинство охотников России внимательно следят за деятельностью МПР и его департамента в области охоты. В их работе стало больше открытости: проводятся заседания Совета по охоте и охотничьему хозяйству при МПР, решения которых становятся достоянием охотников. В этом плане ценны статьи Л. Сонина. Мы знаем, что в МПР ведется работа по внесению изменений в закон “Об охоте…” и по совершенствованию Правил охоты. Но охотники ждут конкретных положительных результатов. В связи с этим мне бы хотелось заострить внимание работников МПР на таких положениях, которые, на мой взгляд, следовало бы уточнить, поправить или исключить.
Итак, по порядку. Я неоднократно высказывался о вредности п. 2 ст.14 закона “Об охоте…”, где записано, что “…любительская и спортивная охота осуществляется на особо охраняемых природных территориях в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством об особо охраняемых природных территориях” (ООПТ). Мое поколение и наших детей приучило к тому, что эти территории пользуются особым статусом. На них запрещалась не только охота, но и выпас скота и сенокошение. Охотиться на таких территориях, как говорят в народе, равносильно тому, что плевать в колодец, из которого пьют воду. Думаю, нет особой необходимости развивать мысль о том, кто там будет охотиться. Если на ООПТ развелось большое количество охотничьих животных, то они подлежат отлову и выпуску в те угодья, где их выбили. И заниматься этой работой должны специалисты. Только не те, что на вертолетах и с карабинами.
Теперь по поводу применения огнестрельного нарезного оружия для охоты на пернатую дичь. На мой взгляд, целесообразно запретить применение огнестрельного охотничьего нарезного оружия на любительской охоте по пернатой дичи. Не открою большого секрета, что некоторые владельцы используют нарезное оружие поздней осенью, зимой и весной для отстрела из окон джипов кормящихся на березах и токующих на отдельных деревьях тетеревов (охотники-промысловики совсем другое дело). Следует более внимательно подойти к разрешению применения на охоте и пневматического оружия.
Считаю также необходимым отдельно остановиться на применении электронных средств, имитирующих звуки, издаваемые охотничьими животными. На мой взгляд, это “запрещение” надо исключить (пока что оно “гуляет” из одного варианта правил в другой). Исключить по той причине, что запрет электронных манков, которыми на сегодняшний день пользуются многие охотники, в одно мгновение переведет их в ряды нарушителей. И кто будет контролировать эту “армию”? И сколько потребуется для этой работы инспекторов? Электронные манки не наше изобретение. Европа и Америка давно охотятся с ними. А мы такие гуманисты и так трепетно заботимся о гусеобразных, что не разрешаем своим охотникам пользоваться этими “губительными” приборами. Вот вертолеты, вездеходы, снегоходы, моторные лодки — это пожалуйста. Если уж задумали искоренить электронные манки из практики охоты, то начинать надо с торговли и рекламы и прежде всего запретить продажу, а охотничьим изданиям — восхваление высокого качества воспроизведения голосов охотничьих животных и искушение охотников призывом “Сделай свою охоту успешной”. Правда, здесь не все так просто. Как все это запретить? Реклама — двигатель торговли. Проще в Правилах записать: запрещается охота с электронными манками — и тем самым столкнуть лбами охотников и инспекторов. И в Правилах надо четко записать, что весной разрешается охотиться на селезней с использованием чучел. Смешно даже подумать, что все охотники обзаведутся подсадными утками.
Правилам охоты также не хватает приложения, где бы указывались размеры штрафа (таксы) за ущерб, причиненный физическими и юридическими лицами в результате незаконного изъятия или уничтожения охотничьих животных и вредного воздействия на среду их обитания. Правила охоты и приложение к ним (таксы) должны пройти регистрацию в Минюсте, тогда при взимании штрафов не будет кривотолков и злоупотреблений.
Как мы все радовались, когда премьер Владимир Путин утвердил весеннюю охоту продолжительностью 16 дней! Дополнительные 6 дней давали возможность охотнику более разумно спланировать свою охоту. Но два периода по 10 дней — первый на водоплавающих, а второй на боровую дичь — по-моему, перебор. Что получается? Выехал в первую десятидневку — и в лес ни ногой. А тут погода для тяги в самый раз. Для местных охотников, которые начинают охоту за околицей своей деревни, добавка к 16-ти “премьерским” дням еще четырех — приятное дополнение. Сроки открытия охоты все-таки лучше отдать на решение региональных властей. Из окон их кабинетов лучше видно, какая на дворе погода.
К сожалению, руководство МПР так и не сумело упростить забюрократизированную законом “Об охоте…” процедуру получения документов на разрешение охоты.
А новинка, изложенная в подпункте 54.3.2 Правил, всех охотников привела в изумление. Это запрещение охоты на гусей в период весенней охоты на расстоянии менее 1 км от среднегодового уреза разлива воды за последние 10 лет на реках: Волга, Дон, Кама, Ока и др. Не сомневаюсь, что над этим перечнем поработали “выдающиеся” специалисты нашего времени. Но хотя бы немного задумались они над претворением в жизнь этой нормы? Кто проведет эту запретительную “красную” черту? Где тот инспектор, который может доказать охотнику, что он находится в зоне менее 1 км от среднегодового разлива за последние 10 лет? Считаю, что этот пункт необходимо исключить. В статье Л. Сонина “Впервые в истории…” (“РОГ” № 20) сказано, что разработанный “группой депутатов” проект Федерального закона “О внесении изменений в федеральный закон “Об охоте…” № 209 не нашел поддержки советника правового Управления администрации Президента РФ П. Павлова. По мнению последнего, никакой срочности в решении этого вопроса нет. Как он утверждает, принятые в законе нормы логично вытекают из других законодательных актов — постановления правительства РФ “О порядке добывания…”, ФЗ “О животном мире”, Лесного кодекса, Закон об оружии и пр. Поэтому П. Павлов предлагает не спеша, последовательно согласовывать все необходимые для изменения нормы. Что на это можно сказать? В головах многих наших чиновников все еще живо понятие, что “бумага должна вылежаться”. Им трудно понять, что охота и охотничье хозяйство такой огромной страны, как Россия, не может ждать и дня. В этой сфере трудятся и отдыхают миллионы и миллионы граждан. Подумайте о них! Доколе эти нормы, по выражению нашего президента, будут “колбасить” охоту и охотничье хозяйство РФ?
С чем не следует спешить, так это с быстрым введением новых Правил охоты. А вот с внесением изменений в закон “Об охоте …” мы опоздали на целых 2 года! Над Правилами еще надо поработать — подготовить охотничью общественность к их восприятию, а также службу охотнадзора (например, приучить охотников к запрету охоты в злополучной километровой зоне или к запрету применять электронные манки). Мы же как воспитаны? Если нельзя, но очень хочется, то значит, можно. На эту работу целесообразно отвести переходный период. Но наши чиновники нацелены на то, чтобы охотники вообще на охоту не ходили. А. Е. Берсенев 4 мая провел совещание по подготовке предложений по ограничению и регулированию весенней охоты на водоплавающую дичь. Можно не сомневаться, что вся суть предложений сведется к ограничению и запрещению. От охоты на тетеревов и глухарей на току нас давно отлучили. Теперь вот задумали отлучить и от охоты весной и на водоплавающих. Если господа от охоты так озабочены судьбой гусеобразных, я им подскажу самый легкий и малозатратный путь к увеличению их численности. Запретите охоту на гусей в местах гнездований (прибрежной тундре), чтобы никто не шастал туда чартерными авиарейсами. Запретите продление весенней охоты свыше указанных сроков “по просьбе трудящихся” (известно каких) и создайте службу охотнадзора! А ЧОПы гусеобразных не спасут.
Вот изложил “ума холодных наблюдений и сердца горестных замет”… Понимаю, что в моих предложениях можно найти много слабых мест. Но тешу себя надеждой: а вдруг услышат власти и оперативно внесут необходимые изменения в закон “Об охоте…” и в Правила охоты? Тогда можно с уверенностью предположить, что и закон, и Правила будут приняты российскими охотниками к неукоснительному исполнению. И не хотелось бы, чтобы их постигла участь других законодательных актов, внутренне не принятых народом. Будем откровенны: суровость российских законов не предполагает их неукоснительного исполнения. Это в полной мере относится к закону “Об охоте…” и новым Правилам охоты.