За это время существенно сократился штат инспекторов-егерей и охотоведов. Например, в Устюжанском городском обществе охотников Вологодской области количество штатных единиц сократилось с шести до двух. Следствие такой неразумной политики не замедлило сказаться на резком сокращении борьбы с браконьерством, на проведении биотехнических мероприятий (подкормка животных, расчистка и создание новых лесных просек для загонной охоты и т.д.), на ежегодных учетах поголовья диких зверей и птиц и, наконец, на организации загонной охоты. Вместе с тем значительно увеличился объем бюрократической работы при выдаче разрешений на добычу животных. Об этом опубликована масса статей. Заполнение заявления, оформление на его основании путевки в Совете, получение в банке квитанции об оплате за право охотиться занимают около 20-25 минут на человека.
И кому нужна такая бюрократия, какие практические выгоды и кому она дает? Штатным работникам Минприроды, которые анализируют отчеты охотников и обобщают данные о добытой дичи, а потом определяют квоты на следующий год? На самом деле, если смотреть правде в глаза, то все подобные отчеты неточны. Подавляющее большинство приезжающих в регион охотников все квоты не выбирают, а местные их перебирают. Наиболее достоверные данные о квотах могут дать только штатные работники госструктур, связанные с охотоведением. Но когда им заниматься этими важными обязанностями, если они не справляются с потоком разрешительных документов на охоту?
Почему бы не сократить время на заполнение бланков охотничьих путевок, упростив сами бланки? На мой взгляд, лучше всего напечатать типовые бланки с уже внесенными в них наименованиями зверей и птиц, на которых не требуется специальное разрешение (утка, гусь, рябчик, заяц, лиса, вальдшнеп и т.д.). Охотоведу проще вычеркнуть виды, охота на которые в данное время запрещена, чем вписывать те, которые можно отстреливать. Так сэкономятся минуты, а при массовом приходе охотников за путевками – часы, и людям не нужно будет тратить время и нервы в очередях.
Хочется обратить внимание и на надуманность требования заполнять заявки на охоту с введением данных паспорта и ИНН. Данных охотничьего билета вполне хватило бы для такого документа, тем более что вводится единый реестр охотничьих билетов. Надеюсь, работники Минприроды сумеют обобщить все связанное с выполнением положений нового закона об охоте и правил охоты, о чем неоднократно говорилось в «РОГ». После этого, не затягивая, следовало бы внести корректуру в оба эти документа, предварительно обсудив их с охотничьим сообществом.
Предлагаю рассмотреть следующие поправки в нормативы, определяющие ведение охотничьего хозяйства в стране:
1. В первую очередь на районном и на областном уровне вернутьсяк прежней штатной численности егерей-инспекторов и охотоведов.
2. В 2-3 раза повысить их должностные оклады, чтобы на эти должности можно было отобрать профессионально подготовленных людей, болеющих за охотничье хозяйство. Поскольку основная нагрузка лежит на работниках районного звена, их зарплата не должна отличаться от зарплат специалистов областных структур, связанных с охотой и рыбалкой.
Предполагаю, что таких работников всех звеньев по России наберется не более пяти тысяч человек. Добавим сюда примерно одну тясячу лиц, занятых в охотничье-рыболовных базах Центральных Советов Минобороны, «Динамо» и других обществ. При зарплате егеря-инспектора в 30-40 тысяч на год потребуется менее трех млрд рублей. Нас, охотников с билетами, не менее 4 млн человек. При годовом взносе с каждого по девятьсот рублей общая сумма составит примерно 3,6 млрд рублей.
Кроме того, пусть половина из нас дважды в год оформляет путевки на охоту. Получится еще добавка в 1,6 млрд рублей. И это не считая разрешений на добычу копытных и пернатых с ограниченным лимитом добычи: глухари, тетерева, куропатки и т.д.
Разве нельзя из указанных денег, собираемых с охотников, выплачивать достойные зарплаты штатному персоналу гос-структур, связанному с охотничьим хозяйством? Почему за эти деньги нельзя оставить в общественном охотпользовании 75-80% охотничьих и рыболовных угодий? Я уже не говорю о тех средствах, которые собираются на охотничье-рыболовных базах с любителей охоты и рыбной ловли, а также с членов их семей, приезжающих для отдыха, сбора ягод и грибов. Причем эти базы практически не пустуют и летом, когда охота запрещена.
Очевидно, что этих средств достаточно для содержания административно-хозяйственного персонала, необходимых транспортных средств, используемых в том числе при загонных охотах, и для размещения приезжих.
Возросший штат егерей и их заинтересованность в исполнении своих обязанностей позволят значительно улучшить ведение охотничьего хозяйства, оснащение егерей средствами передвижения (включая снегоходы) и другой необходимой техникой. При недостаточности средств можно увеличить размер годовых взносов, скажем, на 100 рублей. Общая добавка в этом случае составит 400 миллионов рублей. Это, пожалуй, будет более справедливым, чем поднимать стоимость путевки для тех, кто охотится. Раз уж ты имеешь ружье, но не имеешь возможности охотиться, участвуй вместе со всеми в укреплении охотничьего хозяйства.
Порядок финансирования штатных работников с учетом вносимых годовых взносов следует четко оговорить в изменениях к закону «Об охоте...». Сюда я бы добавил пункт, связанный с материальным поощрением егеря или охотоведа за задержание браконьера. Например, определить, что 25% выплачиваемого нарушителем штрафа идет задержавшему его работнику.
3. Определить в законе или в откорректированных правилах охоты, что все вновь принятые на штатные должности лица проходят обучение с последующей проверкой знаний законодательных положений, определяющих ведение охотхозяйства в стране, правил безопасности при коллективных или индивидуальных охотах, правил оказания первой помощи пострадавшим. В последующем, скажем, раз в два-три года, они должны подтверждать свои знания спецкомиссиям, назначаемым вышестоящим органом или Минприроды.
4. С учетом выявленной правовой беспомощности штатных работников охотничьих ведомств при задержании браконьеров в корректуре закона «Об охоте...» предусмотреть право штатного персонала на личный досмотр задержанного лица, подозреваемого в браконьерстве, и его технических средств, а также право на временное изъятие охотбилета нарушителя до оплаты наложенного штрафа.
Таким образом, я предлагаю приравнять права работников охотничьих гос-структур к правам милиции. Пусть милиция займется своими прямыми обязанностями, а егерско-инспекционная служба своими. Эта служба должна иметь право инспектировать и частные охотхозяйства на предмет соблюдения законодательства в области охоты и природопользования.
Специалисты Минприроды могли бы обобщить данные по всем поступлениям денежных средств от охоты и на основании этого подготовить бюджет отрасли.
На примере прошлогодних пожаров все увидели, к чему привело сокращение штата работников лесного хозяйства и ослабление их технической вооруженности. Давайте же попытаемся защитить охотничье хозяйство страны от аналогичного провала, захирения и разорения!
Думаю, на восстановление нарушенного порядка в охотничьей сфере могут потребоваться десятилетия. А использование охотничьих взносов и иных видов денежных поступлений для финансирования штатного персонала охотничьих ведомств не является чем-то новым в хозяйственной деятельности страны. Давайте попробуем совместными усилиями поднять охотничье дело в нашей стране до уровня, удовлетворяющего всех любителей охоты.