Пушкинисты, изучившие почти каждый день поэта, исследовавшие почти каждое его произведение, можно сказать «вдоль, поперек и по диагонали» данную тему обходят стороной и правильно делают, зачем в очередной раз подчеркивать, что гению русской словесности «ничто человеческое не было чуждо».
Я считаю, что данная тема не заслуживает внимания поклонников российского гения. Поэтому позволил коснуться данного вопроса в общих чертах.
В каком возрасте А.С. Пушкин впервые пригубил вино свидетельств нет. Однако мы знаем, что в детские годы Пушкин, в сопровождении взрослых, регулярно в будни и праздники посещал церковь, где со всеми проходил причастие.
Из воспоминаний лицеиста И.И. Пущина известно, что ученикам лицея перед обедом давали по стакану красного вина. Благо это продолжалось не долго и вино было исключено из меню юных воспитанников. За распитие в станах лицея «гоголя-моголя» Пушкин понес наказание: он в течении двух недель отстоял утренние и вечерние молитвы на коленях. В лицейский период Пушкин встречался и участвовал в продолжительных беседах с гусарами, в частности с П.Я. Чаадаевым, посещал семейные встречи писателя – историка Н.М. Карамзина. Естественно, во время этих встреч Александр Сергеевич совершал «причастие».
Как отмечает Семен Степанович Гейченко:
«По окончании лицея юный поэт втянулся в светский водоворот. В этой суетной, но заманчивой для молодого человека школе жизни он узнал толк во многом, ему прежде недоступном. По выражению А.И. Герцена, в эти годы он научился «дружно жить с Венерой, с кортиком, с книжкой и бокалом»
Он отдает дань разным модным в то время заморским винам: «Комета», «Вдова Клико Понсарден», «Цимлянское», ром, мадера. Из шумного и веселого Петербурга А.С. Пушкин был выслан на юг. Находясь с семьей генерала Н.Н. Раевского на Кавказе, поэт дегустирует кавказские вина. Переехав в Крым, он вкушает масандровские вина, посещает компании, рестораны, погребки, где крымские великолепные вина были представлены в большом ассортименте.
Проживая в Кишиневе, Александр Сергеевич ежедневно принимает участие в дружеских компаниях. Обедает у Ивана Никитича Инзова, генерал-лейтенанта Главного попечителя и председателя комитета об иностранных поселенцах южного края России, где к обеду в изобилии подавались лучшие молдавские вина.
Перейдя на службу под руководство Михаила Семеновича Воронцова, который с мая 1823 года был генерал-губернатором и полномочным наместником Бессарабской области, позднее главнокомандующим Отдельным Кавказским корпусом и наместником Кавказа, генерал-фельдмаршалом, святейшим князем, Пушкин обедает у него, посещает рестораны и местных богатых негоциантов.
Здесь Пушкин пил не только лучшие сорта молдавских и крымских вин, но здесь были представлены и лучшие сорта европейских вин – из Франции, Португалии, Италии, Испании.
Из Одессы Пушкин был выслан в Псковскую губернию в родовое имение Михайловское. Конечно, после шумной Одессы, тихая семейная жизнь с трудом воспринималась поэтом. Однако вспомнив детские годы, проведенные в Захарово, время пребывания в Михайловском после окончания лицея, А.С. Пушкин успокоился, решив, что и здесь можно жить и творить.
В Михайловском традиционно готовились великолепные настойки и наливки. Мастерицей по их изготовлению была Арина Родионовна. Наливки и настойки готовились из всевозможных ягод, собранных в лесу или саду. В соседнем с Михайловском селе Петровском у деда Петра Абрамовича был винокуренный завод. Он обеспечивал не только хозяина всевозможными спиртными напитками, но и поставлял их для барского стола в Михайловское. Александр Сергеевич попивал различные напитки в Михайловском с няней, в Петровском с дедом, а когда приезжали друзья, то в трапезе принимали участие и они. Так было в приезд А.А. Дельвига, А.Н. Вульфа, Н.М. Языкова, И.И. Пущина.
С наливками, настойками сопровождались застолья как в Михайловском, так и в Тригорском. Лев Сергеевич, брат поэта, из Петербурга присылал ему ром и другие вина.
Поэты пьют от души. На мой взгляд Александр Сергеевич смотрел на вино, как на благо, данное человеку при жизни. Вино помогает человеку раскрыть душу, оно сглаживает хандру, оно временно придать забвению горькие муки.
Мы говорили, что Пушкин обожал дружеские застолья. В одиночку не пил, без причины не пьянствовал. О чем он откровенно говорит:
«Что же сухо в чаше дно?
Наливай мне мальчик резвый,
Только пьяное вино
Раствори водою трезвой.
Мы не скифы, не люблю,
Други, пьянствовать бесчинно:
Нет, за чашей я пою
Иль беседую невинно».
«Ода» (1835).
Пушкин любил изысканные вина, но с легкостью принимал и простые. Мог выпить изрядно, но меру знал. Торжествующий гимн вина провозглашает Пушкин в стихотворении «Юрьеву» (1819).
Тема вина проходит через многие стихотворения А.С. Пушкина, в том числе «Блаженство» (1814), «Воспоминание» (1815), «Послание к Галичу» (1815), «Сон» (1816), «Истина» (1816), «Погреб» (1816), «Милый мой сегодня…» (1819), «27 мая 1819» (1819), «К Языкову» (1824), «Зимний вечер» (1825), «Сват Иван, как пить мы станем» (1833), «Пир Петра Первого» (1835) и другие.
Читатель вправе спросить: кроме стихотворений и эпистолярного наследия, А.С. Пушкин в других работах касался темы вина? Конечно. В романе в стихах «Евгений Онегин», в поэмах и многих других его произведениях. Например, вспомни драматические произведения: «Борис Годунов» (1825) – сцена корчма на литовской границе, «Моцарт и Сальери» (1830) – сцена в трактире, «Пир во время чумы» (1831). Присутствует эта тема и в его прозе: роман «Дубровский» (1833), роман «Капитанская дочка» (1836), «Повести Белкина» (1830) и др.
Прочтя в данном сокращенном виде эссе об отношении А.С. Пушкина к вину, некоторые читатели подумают: «Так Пушкин, как и я любил выпить с друзьями, мог выпить много. Так он как я….». Не спешите так думать, тем более это говорить вслух. В письме П.А. Вяземскому в ноябре 1825 года Александр Сергеевич по поводу записок поэта Байрона, в частности написал:
«Толпа жадно читает исповеди, записки, потому что в подлости своей радуется, унижению высокого, слабостям могущего. При открытии всякой мерзости она в восхищении. Он мал, как мы, он мерзок как мы! Врете подлецы: он мал и мерзок – не так как вы – иначе!»
А.С. Пушкин курил. Он любил употреблять табак с помощью трубок. Курение трубки, собственно табака зародилось в Америке. Индейцы считали, что курение трубки располагает к покою, человек становится менее агрессивным, он испытывает потребность к доверительному разговору. Церемония курения трубки мира известно многим. После открытия Америки, табак попадает в Европу. В XVII веке, центром табакокурения в Европе, становится Голландия. Отсюда табак попадает в Россию.
Вначале в России использовались глиняные трубки. Они хотя и отличались хрупкостью, но зато были просты в изготовлении и не были дороги. Глиняной трубкой пользовался Петр Первый. Позднее трубки стали изготовлять из вереска. Они отличались долговечностью, жаростойкостью и имели благородный вид.
В начале XIX века трубки стали изготавливать из пенки морского минерала. Такую трубку не надо было обкуривать. Она была приятна в использовании.
В ноябре-декабре 1824 г. Пушкин пишет письмо брату Льву, в котором, в частности просит прислать: курильницу, спички, табак, глиняную трубку с черешневым чубуком. С.С. Гейченко указывает, что А.С. Пушкин возил с собой табачницу.
При встрече с А.С. Пушкиным на квартире Н.И. Тургенева И.И. Пущин в своих воспоминаниях о друге пишет: «Подхожу к Пушкину, здороваюсь с ним; подали чай, мы закурили сигаретки и сели в уголок».
И.И. Пущин, посетив своего друга в Михайловском в январе 1825 г., в своих воспоминаниях о А.С. Пушкине отметил: «Наконец помаленьку прибрались; подали нам кофе; мы уселись с трубками».
Приведенные факты свидетельствуют, что Александр Сергеевич курил. Как настоящий курильщик имел несколько трубок, а отправляясь в путь при себе имел курильницу. Александр Сергеевич использовал трубки, изготовленные из глины и пенки. Табак он использовал привозной – из Голландии.