Лошадь на сегодняшней охоте

Тысячелетия лошадь рядом с человеком как друг, средство передвижения помощник в работе, соратник на поле брани. Многое из этого уже в прошлом. В прошлое уходят, и думаю безвозвратно там останутся, кавалерийские атаки и сельская идиллия – лошадь с сохой или плугом.

Что остается. Лошадь как друг, милое домашнее животное, украшение парковых ландшафтов возле наших городов. Лошади – это замечательные создания, способные подарить нам эмоциональную радость от общения, здоровье и красоту от занятий спортом, эстетическое наслаждение и азарт соревновательной деятельности. Согласи­тесь, немало.

Ну а охота? Есть ли лошади место в охотничьем деле в России в начале ХХI века?
При всей очевидности ответа давайте порассуждаем вместе.

За годы советской власти, когда лошадей в собственности могли иметь разве что цыгане, было утеряно и разрушено многое, прежде всего, в умах охотников.

Ушли традиции, навыки общения и ухода за лошадьми. Стали полузабытыми преданиями способы охоты, так или иначе требующие участия лошадей, существенно изменились ландшафты охотничьих угодий, охота стала более статичной.

Согласитесь, есть разница в азартном ожидании выхода зверя из-под гона со смычком борзых, когда охотник готов слиться в стремительном  порыве с лошадью и своими собаками, перехватывая уходящего из лесного острова зверя и ожиданием выстрела на тяге, стрелковом номере или с охотничьей вышки по выходящим к подкормочной площадке или из-под загонщиков животным.

А такая популярная во многих странах парфорсная охота – сколько впечатлений и положительных эмоций. Это праздник души и тела.

Мы немного обленились, детренированны, кое-кто страдает избыточным весом. Мысль о том, чтобы провести день в седле, приводит меня в трепет. Для махновской конницы переход в сто верст в сутки, согласно историческим данным, был нормой. Мне за одну августовскую ночь  довелось проехать верхом примерно в тех же краях километров 40  и, если просто сказать, что это удовольствие для закаленных – ничего не сказать.

Мы немного обленились, детренированны, кое-кто страдает избыточным весом. Мысль о том, чтобы провести день в седле, приводит меня в трепет. Фото: fotolia.com 

Стартовали мы вечером, в веселой, дружной компании. Двигались мы на спортивных, хорошо выезженных лошадях, в удобных седлах. Первое время мы распевали песни, любовались закатным солнцем, восторгались чарующими ароматами нагретой за день земли и зелени, наслаждались звуками затихающей дневной и зарождающейся ночной жизни, перешучивались, весело болтали и по-доброму подначивали друг друга.

К утру мы стали раздражительными, как пауки в банке, под заморосившим дождем промокли до нитки и продрогли, как цуцики. Лошади превратились для нас из уникального, всепроходимого и комфортного транспортного средства в источник страданий. И только глубокая и беззаветная к ним любовь удерживала нас от того, чтобы не излить на них наше негодование, раздражение и накопившуюся усталость.

Следующую неделю эта верховая прогулка вспоминалась как страшный сон. Но через месяц, исполненные гордостью от «грандиозности» содеянного, мы рассказывали о ней, как об увлекательном приключении и смаковали, пересказывая на разный лад  забавные подробности этого путешествия.
Доведись повторить эту прогулку в том же антураже и климатических условиях, я бы согласился не раздумывая.

На охоте редко бывает так, что кто-то гонит нас в шею. Мы вольны сами дозировать нагрузки, интенсивность процесса, и если вдруг кому-то из нас станет невмоготу – вспомним мы толстовских Ростовых, которые, начиная от субтильной барышни до пожилого графа, охотились верхом, находя это обыденным и увлекательным занятием.

Проблемы, на мой взгляд, в другом. Лошадь -  это не теннисная ракетка, которую можно поиграв зачехлить, поместить куда-либо (положить в шкаф, бросить на полку, задвинуть под лавку и т.д.) и забыть о ней на какое-то время. Лошадь – живое существо, требующее особых условий содержания, кормления, тренинга. Существо требовательное, с одной стороны пугливое и обладающее большой разрушительной силой, с другой – легко уязвимое, подверженное травматизму, заболеваниям, очень непросто вписывающееся в наше все более урбанизированное пространство.

Если коротко, лошадь должна содержаться в  в специально оборудованных помещениях, своевременно получать достаточное по объему и сбалансированное по составу кормление, правильно тренирооваться и достаточно двигаться. За лошадьми должен обеспечиваться квалифицированный уход, ветеринарное обслуживание, подковка и чистка копыт. Остается только мечтать, чтобы это было доступно людям со средним достатком.

Есть ли лошади место в охотничьем деле в России в начале ХХI века? Ушли традиции, навыки общения и ухода за лошадьми. Фото: fotolia.com 

Тем не менее коневладельцев у нас все больше и больше, но выбраться на охоту со своей лошадью хлопотно, накладно и не всегда организационно осуществимо.

Стратегически верно, на мой взгляд, поступают охотхозяйства, когда заводят у себя лошадей, используют их для развоза охотников по вышкам и лабазам, вывоза  добытых животных, выполнения некоторых  охотустроительных и хозяйственных работ и банального катания гостей.

Делаются попытки возродить соколиную охоту, охоту верхом с борзыми. Люди с ограниченными возможностями вывозятся в легких экипажах на тягу или на стрелковые номера при облавных охотах, нарабатываются новые приемы и способы охоты с использованием лошадей.

Возможно, на первых порах это кажется непростым, затратным и малорентабельным предприятием. Но лошади делают то, что трудноосуществимо при помощи каких-либо других ухищрений. Они своим участием вносят своеобразное романтическое настроение в процесс охоты, привнося атмосферу праздника и делая это удивительное занятие ещё более интересным и привлекательным.

Что еще почитать