В странах, входивших в антифранцузскую коалицию, наступил период развития промышленных технологий. Производство стрелкового оружия было одной из самых важных отраслей промышленности, и в этом направлении во многих странах (в Германии, Англии, Австрии) наблюдались качественные изменения.
И хотя промышленность Франции того периода не могла похвастаться заметными достижениями, ее «человеческий потенциал» продолжал оставаться высоким. Талантливые конструкторы — оружейники того времени создали ряд интереснейших изобретений и отдельных оригинальных ружей.
К таким принципиально важным достижениям относятся первые казнозарядные ружья Поли (1814 год), переломные ружья Лефоше (1837 год), патроны кольцевого воспламенения Флобера (1842 год), патроны центрального боя в известном современном виде (идея М. Поттэ была усовершенствована и запатентована другим французом — М. Шнейдером в 1861 году). Хотя первый бездымный порох и был изготовлен в России в 1841 году, его широкое распространение началось в 1884 году после создания пироксилинового пороха современного типа французским химиком П. Вьелем.
Стволы объединены в блок по сложной схеме. Подствольные крюки выполнены из одной заготовки с основанием сложной формы такой же длины, как подушки стволов. Сложную форму имеет и прицельная планка. Все вместе спаяно твердым припоем.
Оригинальным по конструкции является ружье «Идеал», с выпуска которого начала свою деятельность компания Manufacture Francaise d’Armes de Saint-Etienne (французская оружейная мануфактура в Сент-Этьене), которая была зарегистрирована 10 ноября 1885 года. Двустволку «Идеал» начали производить с 1887 года. С 1902 года завод стал производить еще и велосипеды с мотоциклами, и поменял название на Manufacture Francaise d’Armes et Cycles de Saint-Etienne. Слово Cycle по-французски означает и велосипед, и мотоцикл. Сегодня это предприятие называется сокращенно Manufrance (Манюфранс).
Фирма считала «Идеал» своим главным «проектом». Проект был потрясающим. Эту модель производили более девяноста лет! Это исключительный случай в истории охотничьего оружия. В «Идеале» было много нового, революционного, существенно обгоняющего свое время. Пожалуй, самым удивительным был небольшой вес. Ружья даже 12-го калибра весили 2,8 кг. Кроме того, первые «Идеалы» имели не спусковую скобу, общую для обоих спусковых крючков, а так называемые «очки». Каждый спуск размещался в собственной кольцевой скобе. Хотя внешне это было очень ярким отличием модели, от «очков» отказались еще перед Первой мировой войной. Оригинальным был и общий дизайн ружья. Оно имело округлую форму колодки, которую сегодня на английский манер называют round body. Правда, шотландский оружейник Джон Диксон за пару лет до «Идеала» запатентовал и начал производить ружья с похожими колодками. Но эта «похожесть» была только внешней. Его внутреннее устройство было еще более необычным. Практически все механизмы «Идеала» были оригинальными и гениально простыми. Стволы запирались в колодке планкой Перде, входящей в вырезы мощных подствольных крюков. Интересно, что передний крюк имеет толщину 10 мм, а задний 9 мм. Длина переднего крюка 27 мм, заднего — 13. Запирающая планка Перде имеет слегка клиновидную толщину, что позволяет ей надежно притягивать стволы к колодке, даже при некотором износе соприкасающихся поверхностей. Характерно, что у «Идеала» передний подствольный крюк заметно длиннее, чем у большинства ружей. Это позволяет рамке Перде входить в его проточку почти на 10 мм. Запиранием «командовал» нижний рычаг, расположенный сзади спусковой скобы и перемещающийся по пазу, выбранному на ее наружной стороне. Это исключало его перекашивание при движении. Чтобы «переломить» ружье, нужно указательным или средним пальцем правой руки притянуть рычаг к шейке ложи. Усилие для этого нужно приложить вполне приличное, примерно как при одновременном взведении двух наружных курков на нашем ТОЗ БМ. Назад, при закрывании ружья, рычаг возвращался под действием пружины. При открывании взводились и мощные боевые пружины. Они были витые и надевались на длинные «ноги» г-образных стержней, которые располагались в подушке колодки. Отросток на коротком плече буквы «г» был бойком. Боевым взводом служили зарубки на стержнях, запираемых во взведенном состоянии простыми шепталами, представлявшими собой единые детали со спусковыми крючками. Очень простой по конструкции предохранитель ползал по нижней личине. Когда ползун был сдвинут вперед, спуски оказывались запертыми. Простота устройства и высокое качество боевых спиральных пружин обеспечивали долголетнюю работу этого узла.
В ружьях «Идеал» было особое расположение прицельной планки. Она была сильно опущенной в дульной части (на 2 мм ниже уровня стволов) и находящейся в казенной вровень со щитком колодки. Здесь она имела ширину 10 мм, а в передней только 4 мм. Планка покрыта очень тонкой гильошировкой. Ружье, с которым нам удалось познакомиться, было 16-го калибра со стволами длиной 740 мм. Длина патронников 65 мм. Диаметр канала ствола в цилиндрической части — 17,0 мм. Диаметр дульного сужения правого ствола 0,3 мм, левого 1,0. Клейма, нанесенные на подушки стволов, сообщают, что ружье испытано бездымным порохом марки «Т» с навеской 2,93 г и снарядом дроби массой 30 г. Рекомендуемый заряд черного пороха № 2–4,5 г при массе дроби 30 г. Есть надпись, характеризующая сталь ACIER FIN — высококачественная сталь. Еще есть клеймо испытательной станции Сент-Этьена и товарный знак «Манюфранса». На стволах вблизи подушки есть надписи: справа —"MANUFACTURE FRANCAISE D’ARMES ET CYCLES DE SAINT-ETIENNE«, а слева «FUSIL IDEAL BREVETE DANS TOUS LES PAYS» — Ружье «Идеал» запатентовано во всех странах.
Цевье на нашем «Идеале» прижималось к стойке, припаянной к нижней соединительной планке, эксцентриком, который управлялся винтом со шлицем на поверхности цевья. Предполагалось, что этот винт можно повернуть чем угодно, например монеткой.
У «Идеала» было еще одно оригинальное устройство. Его погонный ремень можно было легко снять с верхней антабки. При этом он автоматически подматывался на катушку, спрятанную в ложе. Это устройство напоминает современную измерительную рулетку, где вместо мерной ленты располагался тонкий погон. При необходимости он вытягивался за колечко, которое зацеплялось за прорезное кольцо на стволах. Таким образом, ремень, если он был пристегнут наверху, всегда был в натянутом положении.
Долгожительство «Идеала» привело к тому, что ружье воспринимало новинки, которые появлялись в мире. Так в стволах некоторых ружей этой же модели делали нарезку «сюпра». Это глубокие «свинцовые» нарезы по всей длине ствола с малой крутизной (очень большим шагом — 1650 мм). Она давала практически штуцерный бой специальной пулей и обеспечивала широкую ровную осыпь при стрельбе мелкой дробью. Такая сверловка особенно ценилась легашатниками.
Ружья «Идеал» выпускались нескольких качественных градаций. Качество ружей производитель обозначал номерами, начиная с нулевого. Кроме того, добавлялись литеры, значения которых не вполне понятны. Наиболее дорогие — «Идеал-совершенство» были практически другими (кроме узла запирания). Они обладали полными замками на боковых досках, эжекторами и, как утверждалось в каталогах, «вырабатывались лучшими мастерами под личным наблюдением директоров завода». Естественно, и гравировка, и отделка, и дерево приклада были на высшем уровне. Кроме обычных охотничьих модификаций, были идеалы садочные, специальные и даже штуцеры «африканских» калибров. Литература указывает, что для стволов обычно употреблялась сталь марки «Геркулес», а ее достоинство определялось количеством веночков, стоящих за названием стали.
В СССР французские ружья не поставлялись, а наличие некоторого количества их на руках объясняется тем, что «Идеалы» до революции широко продавались в больших городах. Остальное французское оружие оказалось у нас в основном в качестве военного трофея. Хотя производство «Идеала» прекращено, эта модель навсегда останется в истории оружейного дела как образец неисчерпаемой конструкторской фантазии.
Владимир Тихомиров
фото: Антон Журавков