РОССИЙСКАЯ ОХОТНИЧЬЯ ГАЗЕТА
№ 50 (906) 7 – 13 ДЕКАБРЯ 2011 ГОДА
\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\
Т
еперь охотникам предлагается камуфли-
рованная одежда всевозможных расцве-
ток и для разного сезона. Однако почему-
то мода на так называемый охотничий
камуфляж сохраняется лишь в странах
СНГ. Культура охот в Европе иная. Может быть,
поэтому и костюм европейского охотника, на
который любо-дорого смотреть, резко отлича-
ется от одеяний наших охотников. Следуя тра-
дициям, пришедшим из глубины веков, охотник
Северной Америки, например, просто обязан в
целях безопасности надеть яркий жилет или
оранжево-красную шапочку, дабы быть замет-
ным для других участников охоты во избежание
несчастного случая. У нас же в этом отношении
техника безопасности не соблюдается.
Если посмотреть любой учебный фильм
об охоте у них и у нас, то нетрудно найти
различия. К примеру, западные охотники
носят охотничьи ружья всегда разряженны-
ми, в открытом состоянии, на изгибе локтя
или на плече, придерживая их за стволы.
Заряжают лишь тогда, когда дичь, например
заяц, почти на подходе из-под собаки. У нас
же полностью собранное ружье так и мель-
кает в кадре, и непонятно, поставлено оно на
предохранитель или нет. Частенько наш
охотник, повествуя у костра на привале об
охоте на уток, хватается за концы стволов,
тянет их на себя или направляет ружье ство-
лами в сторону товарища, что категорически
запрещено всеми правилами охотминимума.
Интересно, осведомлены обо всем этом сце-
наристы или операторы таких фильмов –
учебных пособий об охоте? Кругом одни
ляпы (или это наш русский «авось»?). Как же
молодой охотник приобщится к культуре
охоты? И какой опыт он переймет, если
будет видеть, как некий «дядя» обращается
с ружьем?
Написать эту статью мне захотелось сразу
после того, что пришлось увидеть на охоте по
перепелу в этом году. На первый взгляд, охота
и охота. Как всегда, увлеченные люди собра-
лись отдохнуть душой и телом, подышать
свежим воздухом, провести несколько дней на
природе. Все как обычно. Если бы не одно
«но»! Мое внимание привлекла экипировка
участников охоты. Они были одеты в охотни-
чий камуфляж, их «спецснаряжение» было
невообразимо. Ружья с подствольными фона-
рями, карабины «Сайга» с увеличенными мага-
зинами, все поголовно увешаны патронташами
а-ля революционный матрос 1917 года, на
поясах огромные ножи, на руках обрезанные
перчатки. Создавалось впечатление, будто
каждый своим обмундированием в стиле
милитари пытается перещеголять товарища,
что выглядело совершенно неуместно и неле-
по на перепелиной охоте. Ни дать ни взять –
спецотряд «Дельта такой-то» по прочесыванию
местности в поисках диверсантов, а не коллек-
тив молодых охотников! Не хватало еще засу-
ченных по локоть рукавов и автомата, висяще-
го на шее. Молодые в основном ребята не
понимали всей комичности ситуации, а под-
сказать было явно некому. Нет, так, братцы, не
годится ходить на перепелиную охоту. Охотни-
ки прежде всего защитники природы, а не ее
истребители.
Давайте вспомним замечательные слова
А.П. Чехова: «В человеке все должно быть пре-
красно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». С
этим невозможно не согласиться и в наше
время. Давайте подумаем, стоит ли подражать
доблестным воякам НАТО? В магазинах сейчас
можно купить современную охотничью экипи-
ровку без налета милитаризма. И давайте пере-
читаем русских охотничьих классиков: Аксако-
ва, Тургенева, Некрасова, Черкасова, Пришвина,
Бианки, братьев Ливеровских – и окунемся на
миг в то славное время, когда жизнь текла
неспешно. Ягдташ. Кожаные сапоги. Двустволь-
ное ружье. Шляпа. И собака. Ну и какой-нибудь
потертый зипунишко или старый пиджачок. Так
обычно изображен на гравюрах полевой охот-
ник давних лет. Можно еще посмотреть, кто не
видел из нынешней молодежи, прекрасный
фильм известного режиссера Станислава Рос-
тоцкого «Белый Бим, Черное ухо», снятый по
книге Гавриила Троепольского. Там хорошо
показан эпизод охоты на полевую дичь немоло-
дого писателя Ивана Ивановича, как и в чем он
выходил в поля.
Встретишь, бывало, такого охотника в
лесу – душа радуется. Подойдешь поближе,
обменяешься с ним приветствием, перегово-
ришь, погладишь за ухом охотничью собачку,
осведомишься об успехах и, улыбнувшись и
дружелюбно попрощавшись, пошагаешь
дальше по своим делам. И на сердце легко, и
на душе спокойно. Нет, я не категорически
против камуфлированной одежды охотника и
сам не прочь ее надеть, но все же… Если
увижу издали вооруженную до зубов и зако-
ванную в камуфляж шатию-братию, обяза-
тельно подумаю: а обойду-ка я стороной, от
греха подальше, эту ораву, а то как бы чего не
вышло. Кто знает, что у них на уме?..
6
ОХОТНИЧИЙ ОБИХОД
РАЗМЫШЛЕНИЯ
ОБ ОХОТНИЧЬЕЙ ОДЕЖДЕ
Андрей ЩАННИКОВ
В недалеком прошлом мужчина, собираясь на охоту, надевал на себя что попроще и постарее.
Когда одежда выходила из разряда новой, ее обычно оставляли в своем гардеробе для
выездов на дачу, в колхоз или в лес по грибы. «Не на парад идем, а в лес», – любил говорить
мой отец. И был прав.
Фото Андрея ФЕДИЧКИНА
1-8.indd 6
05.12.2011 16:24:23